Тема 1. Литературный процесс рубежа веков к I половины XX в.

Содержание

Лекции по курсу

«Зарубежная литература

рубежа веков и первой половины XX века»

Тема 1. Литературный процесс рубежа веков к I половины XX в. 2

1. Характеристика общественно-политической обстановки. Рубеж XIX-XX вв. 2

2.Философские концепции эпохи – один из ключей к пониманию лит-ры.. 2

3. Литературные. «- измы» рубежа веков. 4

4. Авангардистские течения модернистов. 6

5. Общая характеристика литературного процесса рубежа веков в I пол XX в. 9

Тема 2. Литература Франция рубежа веков и I половины 20 в. 9

1. Общественно-политическая ситуация во Франции и литературный процесс. 9

2. Жанр романа-реки (романа-потока) во французской литературе. 10

Тема 3. Литература Германии рубежа веков I половины 20в. 12

1. Социокультурная ситуация. 12

2. Литература рубежа веков и 1пол 20в. 13

3. Интеллектуальный роман в немецкой литературе. 14

Тема 4. Английская литература рубежа веков и I половины 20 века. 17

1. Общественная ситуация и Философские основы литературы рубежа веков. 17

2. Литература рубежа веков. 17

3. Литература 1 пол. 20 в. 18

Тема 5. Литература. США I половины 20в. 20

1. Общественная ситуация и периодизация литературы. 20

2. Реализм рубежа веков в американской лит-ре. 21

3. Американский роман I половины XX века. 21

Тема 6. Творчество писателей «потерянного поколения». 23

1. К понятию «потерянное поколении». 23

2. Литература «потерянного поколения». 24

Тема 7. Абсурд в творчестве писателей I пол. XX в. 25

Тема 8. Драма нового времени. 28

 


1. Характеристика общественно-политической обстановки. Рубеж XIX-XX вв. — новый этап в развитии западноевропейской и американской литератур. После революционных взрывов наступил период мирного развития истории. Респектабельность становится необходимым критерием общественного и частного существования человека. Тем не менее, в это время великих открытий, в эпоху индустриализации под влиянием естественных наук и быстро распространяющегося материализма нарастало ощущение постепенной утраты нравственности. Углублялся раскол между цивилизацией и личностью, ощущающей себя во власти неизвестности.

Первыми внутренний трагизм, несоответствие между видимостью и сутью явлений стали ощущать художники. Литература и искусство улавливали глубинный процесс кризиса в социальной и духовной жизни общества. В.Розанов писал: в...образовались колоссальные пустоты от былого христианства; и в эти пустоты проваливается все: троны, классы, сословия, труд, богатства». Как всегда, в кризисные, переломные исторические моменты происходит переосмысление ценностей, рушатся прежние идеалы. В искусстве и философии встает вопрос: что есть человек? Как результат, во всех областях общественной жизни формируется декаданс. Помимо термина декаданс, к искусству этого периода исследователи также применяли термины модернизм, авангардизм, то объединяя их, то считая названиями разных нереалистических направлений.

На сегодня наиболее приемлема точка зрения, согласно которой термин «декаданс:» применим к нереалистическим явлениям в искусстве II поп.XIX в. - над. XX в., а понятия «модернизм» и «авангардизм» применимы к этим же явлениям, начиная с 10-20-х г. XX в.

Модернизм — новое понимание истории, реальности и самого человека. В XX вехе неоправдавшиеся надежды на разумную волю человека, его гармоничное существование сменяются иронией и скепсисом. Затем, после катастрофы (первая мировая война) в умах воцаряется трагическое чувство реальности, которое становится сущностью эпохи модернизма.

Точки зрения на хронологические рамки модернизма расходятся. По мнению одной группы исследователей, модернизм как система сложился уже в последнюю треть XIX в.; другие считают, что это был только стиль, предвестник нового направления, которое проявилось по-настоящему только накануне первой мировой войны.

После войны и революции 1917 года мир раскололся на два лагеря. Наступило время социальных потрясений, с которыми человечество еще не сталкивалось: массовый геноцид, расправы ради утверждения политических идей (СССР, Германия, Италия).

Временем окончания эпохи модернизма считается 1945.x. Отчасти потому, что после Хиросимы и Нюрнбергского процесса человечество окончательно избавилось от иллюзий на свой счет; отчасти потому, что после Второй мировой войны литература действительно становится иной.

2.Философские концепции эпохи – один из ключей к пониманию лит-ры изучаемой эпохи рубежа веков. Прежде всего следует отметить труды А.Шопенгауэра (Германия), который полагал, что мир — это стихийная мятежная воля. Приблизиться к познанию этого мира может лишь тот, в КОМ эстетическая интуиция преобладает над рассудочным началом, т.е. художник.

Ф.Ницше (учение которого стало духовной доминантой начала XX в..) сказал об этом времени: «Бог умер, а вместе с ним умерло представление о человеке самоценном, несущем в себе божью искру». В противовес этому человеку Ницше проповедовал культ сильной личности, способной противостоять обывательской трусости, технократическому вырождению. Наиболее известные его философемы (концептуальные метафоры) —сверхчеловек, воля к власти, вечное возвращение. (В 25 лет профессор в Базеле. Интересен как аналитик надвигающегося кризиса: Уже давно европейская культура с мучительным напряжением движется к катастрофе, подобно потоку, к-ый стремится к концу не в силах опомниться ибо он боится опомниться)

Переосмысление ценностей, объединение мира под властью

сверхчеловека — работа «Так говорил Заратустра» (1883):

* Борьба с рабской моралью (христианство) и стадным инстинктом (гуманизм,

демократия и т.д.).

* Стремление к новой культуре, которая может возникнуть там, где есть каста насильственного труда и каста труда свободного.

* Ключ к новому будущему — воля к власти

В попытке найти идею, которая могла бы объединить мир, О.Шпенглер обращается к античности. «Закат Европы» (1918-1922), переосмысливает ее, противопоставляет «фаустовской эпохе». В античности подчеркивалась сосредоточенность на текущем дне, зависимость человека от рока. Понимаемая так эпоха стала точкой для утверждения преимущества статики перед движением, созерцания перед активностью. В покое, неподвижности виделась опора среди бурь современности

А.Бергсон (Франция) создал учение об интуиции, как основном способе познания жизни.

З.Фрейд (Австрия) — теоретик психоанализа. Его теория открыла новый подход к религии, мифологии, эстетике, литературе.

Философской основой модернизма стали идеи интуитивиста Бергсона, теория бессознательного Юнга, экзистенциализм Хайдеггера, игровая мифологема Хейзинги,

Карл Юнг — (Швейцария) - психолог, реформатор психоанализа Фрейда. Взгляды характеризуются десексуализацией представлений о художественном творчестве. В отличие от Фрейда считал, что сексуальные желания имеют значение для художника только как для человека, а не как творца создающего шедевры. Источник художественного вдохновения видел в «коллективном бессознательном», в архетипе к-ый представляет собой зафиксированные в структуре внутреннего мира человека память чел-го прошлого и опыт, передаваемые из поколение в поколение.

Т.о., сущность любого художественного произведения — не в выражении индивидуальности творца, а в выражении духа всего человечества (Джойс, Эллиот;,

Хайдеггер Мартин (Германия) — философ-экзистенциалист. Экзистенциалисты ставят вопрос о смысле бытия, которое рассматривает сквозь призму бытия человека, открывающиеся ему в силу его смертности. Отсюда — на первом плане человеческого существования — страх, забота, отчаяние. Язык — изначальная характеристика человеческого существования. Метод постижения языка, следовательно, и человека по Хайдеггеру — герменевтика (теория интерпретации текста, универсальный метод. Функция — постичь произведение искусства согласно его абсолютной художественной ценности.)

Шпенглер Освальд (Германия) рассматривает личность как исторически конкретное выражение культуры. Общечеловеческую культуру раскапывает на ряд замкнутых культур. Своя культура задает человеку единственно возможный дня него способ проживания жизни. Постичь иную культуру можно с помощью

интуиции, переживая эту культуру. Основная мысль — о кризисном самосознании культуры: т.к. творческие возможности человека определяются содержанием культуры (исторически-биологической фазой эволюции), то в эпоху цивилизации уже нельзя ожидать открытий в области искусства.

Хейзинга Йохан (Нидерланды). Особое значение в возникновении и развитии культуры придавал игре, особенно для тех эпох, где поэзия включена в контекст жизни общества. Искусство рассматривается как игра в жизнь и как познавательная модель жизни, потому что связывает их воедино, допуская различные пропорции. Как игра, искусство рождает удовольствие от самого его процесса.