Средства массовой информации как основной канал воздействия PR-технологий. Функции и задачи PR-специалиста в работе со СМИ.

В связях с общественностью

Лекция 9. Стратегия и тактика использования СМИ

В России, как и во всем мире, более 65 % предлагаемых PR-агентствами услуг связаны с производством и размещением в СМИ различных публикаций, обеспечением связей со СМИ и пресс-поддержкой различных акций и кампаний. Среди PR-практиков даже существует мнение, что деятельность без освещения в прессе практически равна нулю. Конечно, это крайняя позиция, и многое зависит от специфики конкретной PR-кампании, но все же следует признать: умения устанавливать и постоянно поддерживать необходимые связи со средствами массовой информации, планировать и организовывать информационные кампании СМИ относятся к числу основных требований к профессиональной подготовки PR- специалиста.

Современное общество уже давно характеризуется как общество информационное. Все сферы жизни, начиная со стратегий транснациональных компаний и заканчивая повседневностью обычных людей, меняются, оказываясь помещенными в информационное пространство и глобальные деловые связи. Информация из некоторого вспомогательного инструмента постепенно превращается в один из главных двигателей нашей жизни. Информация обеспечивает как индиви­дуальный комфорт и благополучие, так и прогрессивную динамику общества в целом. Естественно, что в этой ситуации буквально на всех рынках — политическом, экономическом, культурном — разворачивается серьезная конкуренция за то, чья именно информация будет востребована и применена. Заметим, однако, что независимо от сложности задачи процесс использования информации начи­нается с простого ознакомления с ней. Иначе говоря, успех данного акта зависит от двух моментов: попадет ли сообщение в СМИ, а если да, то в каком объеме.

Существует много трактовок функций СМИ, но мы остановимся на позиции С.М. Катлипа и А.Х. Сентера. Определяя и анализируя функции СМИ, они, во-первых, отталкиваются от теоретически значимых моделей коммуникационного процесса (У. Липпмана, Э. Ноэль-Нойман), а во-вторых, непосредственно увязывают их функции с деятельностью PR - служб. Речь идет о таких функциях, как:

1. Формирование восприятия окружающего нас мира. Об этом, по мнению данных авторов, хорошо писал У. Липпман: большинство людей не имеет непосредственного доступа к большей части окружающего нас мира, они не могут потрогать его, увидеть; масс-медиа помогают создать в голове «достоверную картину» недоступного мира. Именно представления Липпмана о влиянии СМИ на восприятие общественности сформировали концептуальную основу того, что впоследствии станет связями с общественностью.

2. Формирование «повестки дня». Эту функцию возможно обозначить и как формирование общественного мнения. Она предполагает, что масс-медиа могут оказывать существенное влияние на представления людей о том, какие проблемы стоят в данный момент на «повестке дня» в обществе. Другими словами: проблемы, рассматриваемые аудиторией как наиболее важные/наименее важные, отражают картину их освещения в СМИ, а не какую-то определенную, ранее сложившуюся программу действий.

К потенциальным последствиям осуществления этой функции относится возможность:

· пробудить интерес общественности к определенным проблемам, людям, организациям, учреждениям и т.п.;

· изменить общественные приоритеты посредством смены приоритетов в СМК;

· привлечь аудиторию к осуществлению определенных действий;

· повлиять на приоритеты деятельности важных обществен­ных групп, например, законодателей, политиков, чиновников.

3. Распространение информации и инноваций. СМИ предоставляют людям информацию из источников, не­доступных через «сети межличностного общения», посред­ством которых они общаются с подобными себе. Получив ин­формацию в СМИ, люди получают материал, необходимый для последующего межличностного общения. Новые идеи воспринимаются, согласно последним исследованиям, по схеме: «новаторы», которые первыми воспринимают новые идеи, — «первые последователи» — «раннее большинство» — «позднее большинство» — «аутсайдеры».

4. Обеспечение общественной поддержки определенным взглядам. Теория «спирали молчания» предполагает наличие в обществе «молчаливого большинства», т.е. людей, которые, полагая, что их точка зрения не совпадает с позицией большинства, предпочитают помалкивать, не высказываться вслух. Это про­исходит именно так, даже в том случае, когда «молчаливые» составляют фактическое большинство в обществе. В этом случае меньшинство, считающее себя большинством, высказывается громко и открыто, и точка зрения меньшинства может в итоге оказаться решающей и получить поддержку населения. «Спираль молчания» максимально раскручивается, когда СМИ начинают освещать наиболее громко выражаемые в обществе взгляды, вне зависимости от фактического распределения точек зрения в обществе. Таким образом, освещение в СМИ может отражать, усиливать или подавлять воздействие «спирали молчания» на общественное мнение. Понимание этого почти непосредственно преобразуется в PR- практику. Наиболее известными примерами разрушения «спирали молчания» являются кампании по борьбе с курением, наркоманией, насилием в семье и т.д.

В связи с такой значимостью СМИ для связей с общественностью нас с вами будет интересовать вопрос: «Как оказывать влияние на СМИ?»

Наиболее распространенным и наиболее явным способом является управление самими СМИ с использованием административно-правовых регуляторов. Например, посредством ужесточения или, напротив, либерализации механизмов регистрации СМИ; привлечения их к ответственности за различного рода на­рушения, контроля за содержанием СМИ со стороны органов власти; путем выдачи или невыдачи им финансовых дотаций; через изменение возможностей для получения необходимой информации и т. д. Однако значительно более плодотворен подход, основанный на управлении информацией как таковой. В основе такого подхода лежит процесс создания и продвижения в СМИ информационных блоков. Именно управление информацией и можно рассматривать как основную функцию РR-специалистов в работе со СМИ.

Безусловно, взаимодействие специалистов по связям с обществен­ностью со средствами массовой информации имеет много аспектов, но, как свидетельствует практика, оно обязательно предполагает аналитическую и организационную работу.

Аналитическая работа включает исследование деятельности самих СМИ и публикуемых в них материалов. Конечным результатом такого анализа является составление медиа - карты.

Медиа - карта представляет собой полную базу данных на СМИ, которая включает в себя следующие данные:

· базовый перечень СМИ, с которыми существует принципиальное намерение работать;

· специализированные списки средств массовой информации по отраслям (политика, экономика, право, культура, здравоохранение, образование и др.), владельцам или группам влияния (правительственные, принадлежащие тем или иным медиа-холдингам и пр.), отношению к властям (конформистские, оппозиционные, независимые) и т.д.

· реальный тираж и состав аудитории СМИ (для радио и телевидения – количественный и качественный охват слушателей и зрителей);

· график выхода в свет изданий и программ;

· структура ведущих СМИ по полосам (дням недели) и рубрикам;

· внутренняя структура редакции: главный редактор, ответственный секретарь (выпускающий программы), редакторы отделов или направлений, ведущие корреспонденты;

· адрес редакции, телефоны, факсы, электронная и обычная почта, Интернет-сайт и другая контактная информация.

Организационная работа со СМИ включат в себя подготовку текстов для СМИ, непосредственные контакты с журналистами, организация специальных акций, проведение которых может привлечь внимание журналистов.

При выборе СМИ следует учитывать:

· цель и задачи PR – кампании;

· характеристики целевой общественности, для которой предоставляется информация, их соотношение с особенностями реальной аудитории того или иного СМИ;

· характеристики сообщения, которое необходимо передать;

· время подачи информации;

· бюджет.

Нужно тщательно взвесить все недостатки и преимущества каждого средства информации, прежде чем начинать вкладывать свои деньги, время и усилия.

Говоря о методике отбора наиболее эффективных для конкретной ситуации СМИ, то необходимо отметить, что на сегодняшний день нет единого подхода к данной проблеме.

Американские PR - специалисты Д. Ньюсом, Дж. Терк, Д. Крукеберг реко­мендуют при выборе каналов информации руководствоваться системой вопросов. В качестве базовых они выделяют 3 вопроса:

1. Какую аудиторию вы хотите охватить, каким средствам информации она доверяет и насколько велико это доверие?

2. Когда вам необходимо сделать сообщение для этой аудитории, и в какие сроки она должна его получить, чтобы суметь отреагировать на него?

3. Сколько вам необходимо на это потратить и сколько вы можете позволить себе потратить?

Для более глубокого анализа данный список предлагается расширить:

1. Какое средство информации охватывает большую часть вашей целевой аудитории с наименьшими издержками?

2. Какое средство информации пользуется наибольшим доверием аудитории и сколько стоит его использование?

3. Какое средство информации, по-вашему мнению, является наиболее на­дежным, способным своевременно довести сообщение до сведения обще­ственности, сохраняя при этом его эффективность?

4. Стоит ли вам использовать только одно средство информации? Если пред­почтительнее использовать комбинацию средств информации, то какие из них смогут наилучшим образом дополнить друг друга?

Отечественные PR- специалисты (Чумиков А.Н., Бочаров М.П., Быков И.А.) в свою очередь опираются на заимствованную из рекламной деятельности технологию медиапланирования. Это процедура составления экономически оптимального плана размещения рекламы и информационных материалов в СМИ на основе социологических исследований. Более подробно о данной технологии вы будете говорить при изучении такой дисциплины как «Рекламоведение».

И тот, и другой подходы имеют свои плюсы и минусы, поэтому представляется целесообразным использовать их в совокупности.