Лекция 4. Маркетинг в деятельности продюсера
Жарков А.Д. Продюсирование и постановка шоу-программ 2009. (раздел 4).
Жарков А.Д. Продюсирование и постановка шоу-программ 2009. (раздел 2).
Семинар 2. Продюсер и его команда, как важнейшие составляющие рыночного механизма
1. Сущность и специфика профессии продюсер
2. Профессиональные качества продюсера.
3. Функции и роли продюсера.
4. Репутация продюсера: сущность и составляющие.
5. Состав команда продюсера, ее роль и значение.
Литра: 1. Суминова Т.Н. - «Продюсер: сущность и специфика социокультурного феномена» Вестник МГУКИ № 5, 2009.
2. Жарков А.Д. Продюсирование и постановка шоу-программ 2009.
3. Громыкина Т.С. Основы продюсирования культурно-досуговых программ. 2009.
Семинар 3. Теоретические основы шоу- программ (с/р)
1. Шоу-программа – ведущий структурный элемент шоу бизнеса.
2. Типология шоу-программ в российском шоу-бизнесе.
3. Социальные функции шоу программ
4. Принципы создания шоу-программ.
Литра: 1. Суминова Т.Н. - «Продюсер: сущность и специфика социокультурного феномена» Вестник МГУКИ № 5, 2009.
3. Громыкина Т.С. Основы продюсирования культурно-досуговых программ. 2009.
Лекция 3. Организационные компоненты продюсирования.
1.1. Роль и значение продюсерских центров.
1.2. Организация проведения фестивалей, конкурсов, шоу-программ.
1. Роль и значение продюсерских центров
Продюсерские центры являются организациями, осуществляющими полноценные промоушн-кампании (промоушен - (англ. promotion продвижение, стимулирование), продвижение товаров и услуг до конечного потребителя; деятельность компании по стимулированию потребителя к совершению покупки) различного рода медиапродуктов. Масштаб подобных организаций, степень их результативности и значимости широко варьируются. Однако сам факт существования такого рода организаций является позитивным показателем уровня развития в нашей стране шоу-бизнеса и медиа бизнеса.
Сегодня продюсерские центры играют, во взаимоотношениях потребителей, производителей и сторонних заказчиков медиа-продукции главным образом, следующие роли:
1.Взаимовыгодная для самого центра и для поставщика культурной продукции посредническая функция.
2.Оргатгизационная функция при проведении медиаакций, подобных благотворительным концертам в рекламных целях, рекламным кампаниям и т.д.
3 . Организация телевизионных и шоу-программ, концертов и массовых культурно-досуговых мероприятий.
4 . Организация гастролей исполнителей, организация проката зарубежных фильмов и т.п.
5.Организация гастролей музыкальных групп и театральных коллективов внутри страны, внутреннего кинопроката и т.п.
6.Создание, разработка и поддержка звуковой и видеорекламы, «раскрутка» рекламных кампаний.
7.Поддержка начинающих творческих проектов.
8.Продюсирование бизнеса, коммерческих организаций.
Такова функциональная сторона продюсерских центров.
Сегодня продюсерские центры работают практически по всем направлениям, по которым сегодня развивается массовая культура:
• индустрия «субкультуры детства» (художественные произведения для детей, игрушки и промышленно производимые игры, товары специфического детского потребления, детские клубы и лагеря, военизированные и иные организации, технологии коллективного воспитания детей и т.п.), преследующие цели явной или закамуфлированной стандартизации содержания и форм воспитания детей, внедрения в их сознание унифицированных форм и навыков социальной и личной культуры, идеологически ориентированных миропредставлений, закладывающих основы базовых ценностных установок, официально пропагандируемых в данном обществе;
• массовая общеобразовательная школа, тесно коррелирующая с установками «субкультуры детства», приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире, к историческому социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, к принятым в сообществе ценностным ориентациям. При этом она стандартизирует перечисленные знания и представления на основании типовых программ и редуцирует транслируемые знания к упрощенным формам детского сознания и понимания;
• средства массовой информации (печатные и электронные), транслирующие широким слоям населения текущую актуальную информацию, «растолковывающие» рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из различных специализированных сфер общественной практики и интерпретирующие эту информацию в «нужном» для ангажирующего данное СМИ заказчика ракурсе, т.е. фактически манипулирующие сознанием людей и формирующие общественное мнение по тем или иным проблемам в интересах своего заказчикасистема национальной (государственной) идеологии и оропагандш патриотического воспитания и пр., контролирующая и формирующая политико-идеологические ориентации населения и его отдельных групп (например, политико-воспитательная работа с военнослужащими);
• массовые политические движения (партийные и молодежные организации, манифестации, демоне грации, пропагандистские и выборные кампании и т.п.), инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью вовлечения в политические акции широких слоев населения, в большинстве своем весьма далекого от политических интересов элит, мало понимающего смысл предлагаемых политических программ, на поддержку которых людей мобилизуют методом нагнетания политического, националистической), религиозною и иного психоза;
• фантастические объяснения (мировой заговор, происки иностранных спецслужб, инопланетяне и пр.), зомбирующее сознание (абсолютизирующее единичное и случайное, игнорируя при этом типичное, статистически преобладающее) и т.п. Это, в конечном счете, освобождает людей, не склонных к сложным интеллектуальным рефлексиям, от усилий по рациональному объяснению волнующих их проблем, дает выход эмоциям в их наиболее инфантильном проявлении;
• индустрия развлекательного досуга, включающая в себя массовую художественную культуру (практически по всем видам литературы и искусства, быть может, за исключением архитектуры), массовые постановочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротических), профессиональный спорт (как зрелище для болельщиков), структуры но проведению организованного развлекательного досуга (соответствующие типы клубов, дискотеки, танцплощадки и пр.) и иные виды массовых шоу;
• индустрия оздоровительного досуга, физической реабилитации человека и исправления его телесного имиджа (курортная индустрия, массовое физкультурное движение, культуризм и аэробика, спортивный туризм, а также система хирургических, физиотерапевтических, фармацевтических, парфюмерных и косметических услуг для исправления внешности), что, помимо объективно необходимой физической рекреации человеческого организма, дает индивиду возможность «подправить» свою внешность в соответствии с актуальной модой на тип имиджа, со спросом на типажи сексуальных партнеров, укрепляет человека не только физически, но и психологически (поднимает его уверенность в своей физической выносливости, тендерной конкурентоспособности и т.п.);
• индустрия интеллектуального и эстетического досуга («культурный» туризм, художественная самодеятельность, коллекционирование, интеллектуально или эстетически развивающие кружки по интересам, разнообразные общества собирателей, любителей и поклонников чего бы то ни было, научно-просветительские учреждения и объединения, а также все, что попадает под определение «научно-популярное» интеллектуальные игры, викторины, кроссворды и т.п.), приобщающая людей к научно-популярным знаниям, научному и художественному любительству, развивающая общую «гуманигарную эрудицию» у населения, актуализирующая взгляды на тожество просвещенности и гуманности, на «исправление нравов посредством эстетического воздействия на человека и т.н., что вполне соответствует еще сохраняющемуся в культуре западного типа «просвещенческому» пафосу «прогресса через знание»;
• система организации, стимуляции и управления потребительским спросом на вещи, услуги, идеи как индивидуального, так и коллективного пользования (реклама, мода), формулирующая в общественном сознании стандарты социально престижных образов и стилей жизни, интересов и потребностей, имитирующая в массовых и доступных по ценам моделях формы элитных образцов, включающая рядового потребителя в ажиотажный спрос как на престижные предметы потребления, так и на модели поведения (особенно проведения досуга), типы внешности, кулинарные предпочтения, превращающая процесс безостановочного потребления социальных благ в самоцель существования индивида;
• разного рода игровые комплексы, от механических игровых автоматов, электронных приставок, компьютерных игр и т.н. до систем виртуальной реальности, развивающие определенною рода психомоторные реакции человека, приучающие его к быстроте реакции в информационно недостаточных и к выбору в информационно избыточных ситуациях, что находит применение как в программах подготовки определенных специалистов (летчиков, космонавтов), так и в общеразвивающих и развлекательных целях.
2. Организация проведения фестивалей, конкурсов, шоу-программ
Основная направленность культурно-досуговых программ - развлекательная. Она рассчитана на массового зрителя. Характерными ее признаками является простая и отработанная техника исполнения, ориентированная на практику, коммерческий успех, мистификацию и стереотипы. У нее жестко нормирована фабула, формы возбуждения интереса. Процесс проведения и организации шоу-программ является одним из наиболее трудоемких и дорогостоящих. В процессе подготовки программы фирма-организатор взаимодействует с большим количеством партнеров, которые, как правило, являются постоянными и которые зарекомендовали себя как вполне надежные.
Этапы организации и постановки мероприятий:
• возникновение творческого замысла;
• поиск источников финансирования;
• формирование режиссерско-постановочной группы;
• решение организационных вопросов;
• осуществление замысла.
Идея создания культурно-досуговой программы может принадлежать как творческому лицу, так и лицу, причастному и не причастному к творческому процессу. На основании идеи составляется творческая заявка с изложением концепции и технических задач. Затем, исходя из соответствия идеи и технических возможностей определяется предварительная сметная стоимость мероприятия.
Такие сценические формы как фестивали, конкурсы, презентации, гала-концерты и т.д., могут быть реализованы только при наличии меценатов и спонсоров.
На период проведения мероприятия формируется режиссерско-постановочная группа. Она включает в себя сотрудников фирмы и лиц, принятых по контракту. Это, как травило, продюсер или художественный руководитель проекта. Продюсер работает в тесной связи со сценаристом, режиссером, постановщиком, художником-постановщиком, композитором и т.д.
Чтобы решить организационно вопросы, необходимо заключить контракты договоры с исполнителями, изготовителями декорационного оформления, транспортными организациями, и др. При проведении программы с привлечением большого количества зрителей подготавливаются распоряжения или постановление мэра о проведении мероприятия. Заключаются контракты на охрану мероприятия с ГУВД или охранным агентством Организация рекламной кампании.
Завершающим этапом сценического воплощения программы является осуществление замысла. Он зависит от четко спланированной организационной системы и профессионализма работников режиссерско-постановочной группы.
Семинар 4. Организационные компоненты продюсирования.
1. Роль и значение продюсерских центров.
2. Организация проведения фестивалей, конкурсов, шоу-программ.
Литра: 1.Жарков А.Д. Продюсирование и постановка шоу-программ 2009. (раздел 2).
2. Громыкина Т.С. Основы продюсирования культурно-досуговых программ. 2009.
Семинар 5. Постановка шоу-программ в учреждениях культуры (с/р)
1. Драматургия – ведущий компонент технологического процесса постановки шоу-программ.
2. Постановка – ведущий компонент технологического процесса создания шоу-программ.
3. Выразительные средства в постановке шоу-программ.
4. Регулирование социально-психологической атмосферы аудитории учреждения культуры
5. Влияние аудитории на технологию постановки шоу-программ.
Литра:
2. Громыкина Т.С. Основы продюсирования культурно-досуговых программ. 2009.
1. Сущность, цели и задачи маркетинга
2. Значение маркетинговых исследований и маркетинговой информации для продюсера
3. Понятие и значение сегментации рынка культурно-досуговых программ
1.Термин "маркетинг" возник в экономической литературе США на рубеже XIX-XX столетия, его корнем является английское слово (market), в переводе "рынок". А производное "маркетинг" (marketing) означает буквально "торговую работу на рынке". В основу концепции маркетинга положены идеи удовлетворения нужд потребителей. Появление данной концепции связано с затруднением в сбытовой деятельности, когда кризис перепроизводства товаров потребовал исследования конъюнктуры рынка. В начале XX века традиционным было коммерческое понимание маркетинга как метода сбыта, цель которого состояла в том, чтобы найти покупателя для продукции, которую производитель в состоянии выпускать.
Используя в управлении теорию маркетинга, предприятия строят свою деятельность в соответствии с ее ключевым принципом: Производить то, что продается, а не продавать то, что производится.
С 50-х годов XX века в странах с развитой рыночной экономикой маркетинг рассматривается как ведущая функция управления, основанная на изучении потребительского спроса. В настоящее время маркетинг – это система организации всей деятельности турфирмы на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов потребителей с целью получения прибыли.
Маркетинг сформировался, первоначально, как комплекс научных концепций и воззрений на проблемы сбыта и формирования потребительского спроса, его роль и значение в современном обществе постоянно возрастает, маркетинг фактически выступает ключевой концепцией управления всеми областями и сферами деятельности людей.
Маркетинг понятие сложное, в мировой экономической литературе существует множество определений, по оценке Американской маркетинговой ассоциации (АМА) их насчитывается свыше двух тысяч. Ведущие американские маркетологи трактуют понятие "маркетинг" следующим образом: