Общественных и юридических наук.
Место теории государства и права в системе
Вопрос о государстве и праве, их роли и месте в жизни общества, о государственно-правовых явлениях не может быть монополией какой-то одной науки. Общественные и юридические науки в той или иной мере рассматривают в качестве объекта своего исследования государственно-правовые явления, отсюда их тесное взаимодействие.
В число общественных наук, наряду с другими, например, политическими и экономическими науками, входит юридическая наука. ТГП относится к циклу юридических наук.
ТГП связана со многими общественными науками:
С историей (наукой, изучающей прошлое человечества во всём его многообразии). Так, выясняя причины возникновения государства и права, исследуя их поступательное развитие, ТГП опирается на конкретные данные исторической науки. Это – сведения о первобытном обществе, о социально-экономических условиях возникновения государства в различных странах и т.п. В то же время, историческая наука, обращаясь к вопросам государства и права, пользуется соответствующими положениями, выработанными ТГП.
С философией (наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Это наука о всеобщих закономерностях, которым подчиняется как бытие человека (природа и общество), так и человеческое мышление в процессе познания). ТГП широко использует философские категории и всеобщие понятия, законы философии. Философия закладывает мировоззренческую основу учёного, исследующего предмет ТГП.
С социологией ( наукой, изучающей структурные элементы общества во взаимосвязи, условиях их существования, а также функционирование и развитие всех сторон деятельности людей в обществе). В рамках ТГП исследуются такие вопросы как понятие, признаки общества, социальное регулирование, социальные нормы, механизм правового регулирования и др. Их исследование осуществляется на основе и в тесной взаимосвязи с научными знаниями, полученными социологией.
С политологией (наукой о политике, политической системе общества). Государственно-правовые явления неотделимы от политики. Основываясь на политологических данных о политической системе общества, ТГП рассматривает её с точки зрения места и роли в ней государства, и его взаимодействия с другими участниками политических отношений. Предмет политологии пересекается с предметом ТГП в таких, например, вопросах как государственная власть, форма государства, политическая система общества, др. В свою очередь, политология использует положения и выводы ТГП по вопросам понимания политической власти и государства, функций и механизма государства, форм государства, законности, правопорядка и т. д.
С психологией (наукой о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности). Теория государства и права, исследующая специфические формы и методы воздействия на поведение людей, не может не интересоваться социально-психологическими особенно особенностями общественной жизни. Предмет психологии пересекается с предметом ТГП в таких, например, вопросах как правосознание (элементом которой является юридическая психология), субъективная сторона правомерного и неправомерного поведения, способы и методы правового регулирования, др.
С экономической наукой (наукой, которая изучает производственные отношения и экономические законы, регулирующие исторически сменяющие друг друга социально-экономические формации). Опираясь на положения и выводы экономической мысли, ТГП исходит из предпосылки, что государство и право – важные неотделимые части надстройки над экономическим базисом общества, рассматривает все государственно-правовые явления в органичной связи с экономическими условиями жизни людей, раскрывает их активное обратное воздействие на экономику. Государство и право, возникая (в том числе) в ответ на экономические потребности, сами выступают важнейшим фактором эффективного функционирования и даже формирования соответствующих общественных отношений.
С культурологией (наукой о сущности, закономерностях существования и развития, человеческом значении и способах постижений культуры). Культура является важнейшим фактором развития общества. Так, в рамках ТГП исследуются такие вопросы как правовая культура, правовой нигилизм и правовой идеализм, правовое воспитание, а также рассматривается типология государств с точки зрения цивилизационного подхода, правовая система общества, др.
Взаимосвязь ТГП с юридическими науками:
Юридическая наука включает в себя, помимо ТГП, и другие области правовых знаний. В зависимости от того, на каких явлениях правовой жизни сосредотачивает своё внимание каждая область науки, формируется её собственный предмет исследования.
Юридические науки – это общественные науки, изучающие право как особую систему социальных норм, правовые формы организации и деятельности государства и политической системы общества.
Если основанием для выделения ТГП в общей системе общественных наук служит объект познания – вся сфера государственной и правовой жизни общества в целом, то в системе юриспруденции она выделяется по предмету познания.
В системе юриспруденции можно выделить несколько относительно самостоятельных групп правовых наук:
Ø историко-правовые (ТГП, ИППУ, ИГП, …)) ТГП использует выводы и достижения исторических наук, исторический материал как опорные, базовые.
Ø отраслевые (наука гражданского права, наука уголовного права, наука административного права, …) изучают государственно-правовые явления, общественные отношения в той или иной сфере общественной жизни, соответствующие отрасли права (как систему правовых норм). По отношению к отраслевымнаукам ТГП выступает как обобщающая, синтезирующая наука. Во-первых, она изучает государство и право в целом, выясняет общие закономерности их возникновения, развития и функционирования. Предмет же любой отраслевой науки задан границами определенных общественных отношений, рамками соответствующей отрасли права. Во-вторых, ТГП исследует общие для всех отраслевых наук вопросы (учение о правоотношениях, правонарушениях, юридической ответственности, правопонимании и др.). В-третьих, ТГП играет методологическую роль в юриспруденции.
Ø прикладные науки (криминалистика, судебная медицина, юридическая психология, правовая статистика,…). Значительно меньше ТГП взаимосвязана с прикладными науками. Это обусловлено тем, что последние не в полной мере относятся к юридическим наукам, поскольку включают в свое содержание данные естественных, технических и других наук. Она выполняет по отношению к ним методологическую роль.
Ø науки международного и зарубежного права (международное публичное и частное право, торговое право, конституционное право зарубежных стран, …)
Основной смысл взаимодействия ТГП с другими науками состоит в том, что она использует их теоретические данные в качестве средства для решения своих проблем, в методологических целях (то есть для разработки своего предмета). Все соприкасающиеся науки нашли место в методологическом арсенале ТГП. А взамен ТГП предлагает другим наукам выявленные закономерности, взаимосвязи государственно-правовых явлений, выработанные ею понятия.
5. Общество: понятие, признаки, структура. Социальные институты.
Общество – это устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой необходимостью удовлетворения общих потребностей и взаимодействующих друг с другом на основе социальных норм.
Общество – это сложная саморазвивающаяся система связей людей, общественных отношений. То есть общество предполагает взаимодействие между людьми, которое выражается в том, что люди вступают в общественные отношения. Вне взаимодействия, общественных отношений общество не существует.
Рассмотрение общества в качестве системы общественных отношений, основу которых составляют экономические (материальные), политические и духовные (культурные) отношения, позволяет:
во-первых, подходить к нему конкретно-исторически, выделять различные общественно-экономические формации (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое общество);
во-вторых, выявить специфику главных сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной);
в-трётьих, чётко определить субъектов социального общения (личность, семь нация и др.).
В обществе действуют прежде всего не биологические, а социальные законы.
Признаки общества:
1. это объединение людей, взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения общих значимых для них потребностей. Это потребности, например, в общении, в пище, в безопасности и др. Удовлетворить эти потребности наиболее эффективно можно только в скоординированной деятельности. Это не означает, что в обществе отсутствуют социальные противоречия, обусловленные несовпадением частных, индивидуальных интересов. Индивидуальные интересы людей будут различаться, так как все люди не одинаковы с психологической, физической точки зрения, а так же их способностей и моральных устоев.
2. это взаимодействие людей, наделённых волей и сознанием. В обществе должны существовать осмысленные, сознательные, волевые взаимосвязи, отношения друг к другу. Люди осознают «выгодность» и необходимость существования именно в такой форме организации как общество.
3. характеризуется особой устойчивостью. Она обусловлена объективно, так как потребности, лежащие в основе объединения людей в общество, его формирования, существуют постоянно, требуют каждодневного удовлетворения.
4. самодостаточность. Т.е. общество способно собственной деятельностью создавать и воссоздавать всё необходимое для себя: и материальные, и духовные блага. Таким образом, общество не является частью более крупной социальной системы.
5. наличие власти и специальных норм регулирования общественных отношений. Любое взаимодействие элементов требует определённых правил, законов. Люди, объединяясь в общество, тоже должны следовать определённым выработанным самим обществом нормам, правилам поведения и взаимодействия, которые дают возможность реализации индивидуальных и общественных интересов, обеспечения определённой упорядоченности общественных отношений. Но необходимо учитывать, что создаваемые нормы могут не устраивать ту или иную группу людей, что приводит к их нарушению. Поэтому в целях обеспечения соблюдения вырабатываемых норм в обществе организуется социальная власть, способная подчинить человека установленным правилам.
6. наличие культуры, которая придаёт духовный смысл человеческой жизнедеятельности, унифицирует человеческие желания и стремления.
Сферы общественной жизни, которые определяют необходимые типы взаимной деятельности: 1). материальная 2). духовная 3). организационная (коммуникативная).
Вместе с обществом возникает социальная власть – это организованная сила, обеспечивающая взаимодействие различных социальных групп с возможностью подчинять своей воле.
Общество не может обойтись без социальных институтов.
Социальные институты – это устойчивые социальные объединения, общности и группы, выполняющие необходимые функции и взаимодействующие друг с другом на основе различных социальных норм.
Социальные связи в них обусловлены организацией управления, то есть именно необходимость удовлетворения тех или иных интересов, т.е. выполнение функции в сфере управления, лежит в основе формирования и деятельности социального института. Эти связи являются институциональными, т.е. создаются социальные институты именно как объединения людей.
Социальная общность – это совокупность людей, которую характеризуют условия их жизнедеятельности, общие для данной группы взаимодействующих индивидов. Социальные общности можно разделить на виды, наиболее общими из которых являются классы, слои и группы. Понятие социальной группы является однопорядковым.
Их возникновение обусловлено объективной потребностью общества в специальном регулировании в сферах социальных отношений и социальной деятельности. Каждый более или менее оформленный институт имеет свою цель, т.е. круг групповых или общественных интересов и потребностей, на которые направлена деятельность института. Многообразие социальных институтов определяется дифференциацией социальной деятельности на различные виды: экономическую, политическую, идеологическую, культурную и др.
К социальным институтам относятся община, род, семья, нации, сословия, касты, социально-профессиональные группы, население города, религиозные концессии, трудовые коллективы, система образования, СМИ семьи и др. Первым крупнейшим политическим институтом стало государство.
По характеру организации различают формальные и неформальные институты. Деятельность формальных институтов основана на строго установленных предписаниях (право, устав, должностные инструкции).
Например: Социальные слои – большие группы людей, отличающиеся друг от друга положением в социальной структуре общества (по уровню дохода, собственности, социальным правам и привилегиям). Каста – социальная группа, членство в которой обусловлено исключительно рождением. Сословие – социальная группа, обладающая закреплёнными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабжённых определёнными материальными средствами, осуществляющих конкретную социальную функцию. Социальные институты выполняют в обществе функцию социального управления и социального контроля. Каждый социальный институт появляется в связи с возникновением определённой необходимости в обществе, в целях удовлетворения тех или иных потребностей членов общества. С этим связывается функциональное назначение социального института.
Каждый социальный институт можно проанализировать с:
1. функциональной стороны (для реализации каких функций он был создан, т.е. для удовлетворения каких потребностей какой части общества)
2. внешней (структурной) стороны (кто включается в данный социальный институт, по каким критериям те или иные лица или учреждения входят в социальный институт)
3. внутренней (содержательной) стороны (это система определённых правил поведения, социальных норм, на основе которых строится деятельность социального института)
Например, Семья: создаётся в целях продолжения рода, люди объединены по принципу кровного родства, взаимодействие строится на основе семейных норм. Судебная система: создана для отправления правосудия, состоит из судов, действует на основе норм права. Государство: создаётся в целях осуществления управления и обеспечения правопорядка, интеграции общества, политическая организация общества в лице гос. органов и должностных лиц, действует на основе норм права.
Социальным институтам присуща, таким образом, объективность (возникают в ответ на объективные потребности общества) и историчность (возникают в процессе исторического развития).
Условиями для возникновения социальных институтов являются:
1. возникновение социальной потребности
2. наличие ресурсов (материальных, организационных)
3. наличие социокультурной среды (люди с наличием соответствующих интересов)
4. наличие процедуры формирования и деятельности