Анализ документов

Другим вариантом сбора информации являет­ся анализ документов, изучение документальных источников, в том числе с помощью средств мас­совой информации и Интернета. Для удобства изучения СМИ используются следующие формы:

- клиппинг — копирование определенных ста­тей в прессе по классификатору с указанием источника и времени выхода;

- мониторинг — дайджестирование по опреде­ленной проблематике материалов прессы в ре­жиме «синтез-аннотация» с указанием источ­ника и времени выхода;

- транскрипирование электронных СМИ (рас­шифровка теле- и радиоэфира на бумажных но­сителях, оформляется по аналогии с монито­рингом).

На основании материалов мониторинга в ряде случаев готовится «Информационный бюллетень» для распространения внутри корпорации и сре­ди контрагентов и клиентов компании. Этот бюл­летень раскрывает наиболее зримые и интерес­ные стороны деятельности компании и является основой для создания системы информирования.

Для определения качества текстовой информа­ции, присутствующей в СМИ или закрепленной в организационной документации, используется метод контент-анализа — перевода массовой текстовой информации в количественные показа­тели с последующей статистической обработкой.

Контент-анализ начинается с выявления смыс­ловых единиц, в качестве которых выступают:

- понятия, выраженные в словах и отдель­ных терминах по данной теме (анализ текстов по содержанию понятий показывает, в какой степени анализируемый источник ориентирован на изучаемую проблематику);

- темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текста, статьях, передачах (дан­ные темы на страницах СМИ показывают акту­альность проблематики во всех аспектах ее раз­вития);

- имена персоналий, связанных с пробле­матикой (упоминание в СМИ определенных лиц свидетельствует об их влиянии на процессы в области изучаемой проблемы);

- общественные события, имеющие отноше­ние к проблематике, упоминание которых в СМИ свидетельствует об их важности для обществен­ности.

Контент-анализу сопутствует упомянутая вы­ше процедура мониторинга, когда материалы в СМИ рассматриваются с точки зрения:

а) частоты информации (определяется частота упоминания данной темы, частота положитель­ных, отрицательных и нейтральных оценок и частота описательно-оценочной информации);

б) объема (фиксируется двумя единицами: по числу строк текста и по удельному весу информации по данной проблеме в общем объеме всей
информации);

в) содержания, которое, в свою очередь, группируется по темам;

г) знака информации (определяется как «по­ложительное», «отрицательное», « сбалансиро­ванное» и «нейтральное» отношение, что соот­ветственно кодируется как (+), (-.), (+/-), 0);

д) типа материалов, где выделяется следующая информация:

- фактографическая (дается факт события без комментариев);

- комментаторская, когда факт комментиру­ется автором — свидетелем, очевидцем события;

- комментаторская с оценками фактов, сви­детели которых не указываются;

- художественно-фактографическая (безад­ресные очерки с упоминанием событий, реаль­ность которых сомнительна);

- общетеоретическая информация, не содер­жащая ссылок на конкретные факты;

- абстрактно-художественная информация и т. д.

Контент-анализ часто применяется по отно­шению к письмам и телефонным звонкам, кото­рые представляют собой прекрасный индика­тор реакции общественности на политику орга­низации и предоставляемые ею услуги.