Средства коммуникации в РR

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Массовая коммуникация — процесс переда­чи информации с помощью технических средств на численно большие, рассредоточенные ауди­тории. Первым в истории средством массовой информации стала печать. Ее задачи менялись с течением времени. Так, в XVI—ХVII веках господствовала авторитарная теория печати, в XVII в. — теория свободной печати, в XIX в. воз­никла теория пролетарской печати, а в середине XX в. появилась теория социально-ответствен­ной печати. Печать, с точки зрения восприятия информации, более сложна по сравнению с те­левидением и радио. Газета менее оперативна, чтение газеты требует определенных интеллекту­альных усилий. Но ее преимущество в том, что газету можно читать практически везде.

Появление и развитие технических средств общения обусловило формирование нового социаль­ного пространства — массового общества. Данное общество характеризуется наличием специфичес­ких средств связи — средств массовой коммуни­кации. Бурное развитие средств массовой комму­никации в XX в. привело к изменению миро­восприятия, трансформации, «дегуманизации» культуры, формированию нового виртуального мира общения. Потребовалось теоретическое ос­мысление феномена массовой коммуникации.

Как отмечает известный американский тео­ретик коммуникации Уилбур Шрам: «Комму­никация — это то, что совершается людьми. Са­ма по себе, без людей — она не существует. Что­бы понять процесс человеческой коммуникации, необходимо понять, как люди общаются между собой».

ТАБЛИЦА

Концепция коммуникации Шрамма прежде всего предусматривает модель двустороннего про­цесса связи, когда и отправитель, и получатель информации действуют в пределах свойствен­ных им рамок соотнесенности, взаимоотноше­ний, сложившихся между ними, и окружающей их социальной ситуации. Такую модель процес­са коммуникации специалисты изображают в виде приведенной выше схемы.

Таким образом, коммуникация — это двусторон­ний процесс обмена сообщениями (сигналами), базирующийся на общепризнанных понятиях и обусловленный как содержанием взаимоотноше­ний коммуникаторов А и Б, так и социальным окружением.

Сообщения или сигналы посылаются, как пра­вило, с целью информирования, инструктиро­вания либо убеждения тех лиц, объектов, на которых рассчитаны эти сообщения. Но при этом каждая такая задача имеет некоторые особенности. Например, процесс информирования со­держит следующие четыре стадии:

1) привлечение внимания к коммуникации;

2) достижение восприятия сообщения;

3) интерпретацию сообщения в заранее пре­дусмотренном виде;

4) сохранение информации для дальнейшего использования.

Инструктирование как процесс с большими требованиями добавляет еще одну стадию:

5) стимулирование активного обучения и прак­тических действий. Процесс убеждения идет еще дальше, добавляя шестую стадию:

6) восприятие изменения (готовность к дей­ствию в соответствии с желанием или точкой зрения отправителя обращения). Понятно, что преграды на пути к достижению желаемых ре­зультатов с помощью информирования, инст­руктирования и убеждения возрастают с появ­лением пятой и шестой стадий в процессе ком­муникации.

Предварительно подчеркнем, что в предло­женной модели коммуникации особое значение имеют два элемента:

а) стадия кодирования (сообщение, подготовленное источником — коммуникатором А, должно быть переведено на определенный язык и отправлено тому, кто принимает сообщение — коммуникатору Б);

б) стадия раскодирования (прежде чем при­ступить к действию, принимающий сообщение должен его интерпретировать, расшифровать).
Именно на этих стадиях процесса коммуникации возникает множество коллизий в достижении взаимопонимания между источником сообщения и его адресатом.

Коммуникационная деятельность осуществ­ляется в обществе в трех формах:

1) общение — диалог равноправных партнеров;

2) управление — целенаправленное воздейст­вие коммуникатора на получателя информации;

3) подражание — заимствование образцов по­ведения, стилей общения, образа жизни одних членов общества другими. Благодаря подража­нию из поколения в поколение передаются язык, традиции, знания, умения.

Различают два вида коммуникации:

Синхроническая (горизонтальная) коммуника­ция реализуется посредством устных и письмен­ных коммуникационных каналов между совре­менниками. Благодаря такой коммуникации обеспечиваются единство, сплоченность, консо­лидация общества. Синхроническая коммуни­кация необходима для решения текущих обще­ственных задач, координации действий разных социальных групп, для жизнедеятельности эт­носа в настоящем времени.

Диахронической (вертикальной) коммуни­кации происходит передача информации духов­ного содержания от поколения к поколению. Таким образом, формируется социальная память. Диахроническая коммуникация, следовательно, сохраняет этническую общность, движение язы­ка, традиций.

Коммуникация тесно связана с информаци­ей. Передача информации может осуществлять­ся в трех коммуникативных формах:

a) монологической, где преобладают такие коммуникативные действия, как однонаправлен­ная передача информации от организатора об­щения на получателя информации;

b) диалогической, в которой субъекты обще­ния взаимодействуют и взаимно активны. При такой форме коммуникации происходит обмен информацией. В диалогической коммуникации важным становится выработка согласованных решений;

c) полилогической — организации многосто­роннего общения. Такая коммуникация носит характер борьбы за овладение коммуникатив­ной инициативой и связана с максимально эф­фективной ее реализацией.

Если целями общения является обмен ин­формацией преимущественно эмоционального содержания, то целями коммуникации явля­ются:

- обмен и передача информации;

- формирование умений и навыков, разви­тие профессиональных качеств;

- формирование отношения к себе, к дру­гим людям, к обществу в целом;

- обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями;

- изменение ценностных установок и моти­вации поведения;

- обмен эмоциями.

Исходя из целей, коммуникация выполняет следующие функции:

- информационно-коммуникативную (про­цесс обмена информацией);

- интерактивную (взаимодействие индиви­дов в процессе межличностного общения);

- гносеологическую (познавательную);

- аксиологическую (процесс обмена духов­ными ценностями);

- нормативную (процесс передачи и закреп­ления норм в обыденном сознании);

- социально-практическую (обмен результа­тами деятельности, способностями, умениями, навыками).

К вербальным средствам коммуникации от­носятся письменная и устная речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи инфор­мации), а слушание и чтение — в восприятии текста, заложенной в нем информации.

Одним из основных средств передачи инфор­мации является речь. В речи реализуется и че­рез нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык. К ос­новным функциям языка в процессе коммуни­кации относятся:

- коммуникативная (функция обмена инфор­мацией);

- конструктивная (формулирование мыслей);

- апеллятивная (воздействие на адресата);

- эмотивная (непосредственная эмоциональ­ная реакция на ситуацию);

- фатическая (обмен ритуальными, этикет­ными формулами);

- метаязыковая (функция толкования ис­пользуется при необходимости проверить, пользу­ются ли собеседники одним и тем же кодом).

Функцию, которую выполняет язык в про­цессе коммуникации, определяет вид высказы­вания и отбор слов. В зависимости от целей, которые преследуют участники коммуникации, выделяют следующие типы высказываний: со­общение, мнение, суждение, рекомендация, со­вет, критическое замечание, комплимент, пред­ложение, вывод, резюме, вопрос, ответ.

Речь делится на:

- внутренняя речь понимается как общение человека с самим собой. Но такое общение не яв­ляется коммуникацией, так как не происходит обмена информацией,

- внешняя речь включает в себя диалог, монолог, устную и письменную речь. Проблема диалога является основной для изучения процесса коммуникации.

Диалог — вид речи, характеризующийся зависимостью от об­становки разговора, обусловленностью преды­дущими высказываниями.

Выделяют следую­щие виды диалога:

- информативный (процесс передачи инфор­мации);

- манипулятивный (скрытое управление со­беседником). Речевыми средствами манипуля­ции являются: эмоциональное воздействие, ис­пользование общественных норм и представле­ний, лингвистическая подмена информации;

- полемический;

- фатический (поддержание контакта).

Визуальная (невербальная) коммуникация - передача информации посредством невербаль­ных средств общения: жестов, мимики, тело­движений, цвета, пространственной среды и т. д. Визуальный облик задается временем и господ­ствующими в этот период тенденциями. Спортив­ные тенденции нашего века диктуют образ дело­вого человека. Чтобы человека не воспринимали отрицательно, он обязательно должен выдавать определенную информацию невербальным спо­собом. По невербальному поведению партнера по коммуникации мы можем определить его ус­тановку на общение. Различают следующие ус­тановки:

- доминирование - равенство - подчинение;

- заинтересованность - незаинтересованность;

- официальность - доверительность;

- закрытость - открытость.

Наиболее ярко эти установки проявляются в стиле приветствия: установка на превосходст­во — человек с такой установкой подает руку для приветствия ладонью вниз; установка на подчинение — ладонь вверх; установка на ра­венство — ладонь перпендикулярно полу. Если вам протянули руку ладонью вниз, пожимая ее, шагните вперед — ладони выровняются.

Э. Сэмпсон предлагает таблицу положитель­ных и отрицательных сигналов, встречающих­ся при невербальной коммуникации.