Продолжение

1.11.13

Туда была включена легенда о Владимире Мономахе и происхождении русских царей от Авугуста Кесаря Римского.

Андрей Михайлович Курбский

Историография в едином русском государстве во второй половине 15- 17 веков.

Уильям Шекспир

Продолжение

25.10.13

 

Эразм Роттердамский (1469-1536)

«Похвала глупости»

-критика дворян

-задумался о соотношении божий предрасположенности и свободы воли> есть свободная воля которая сочетается с божественной благодатью

 

Колебался между двумя крайностями

 

1)Гуманистическая вера в суверенность личности

 

2)Человеческая история- воплощение божественного промысла.

 

Жан Баден – гуманист. Последовательная критика феодально-церковной периодизации по 4 ем монархиям. Поддержка Макиавелли в идеи о цикличности истории.На историю народов влияют климат темперамент ,нравы, склонности.

 

 

 

До сих пор привлекает внимание образ Ивана 4. Но его библиотека утеряна.

 

 

Переписка с Иваном Грозным – 5 писем.

Курбский за организованную монархию, Иван Грозный – за абсолютную.

 

Лицевой свод - 9600 листов, 16 тысяч иллюстраций- только часть его.

От сотворения мира до возникновения государства Российского. Иван 4 был не только редактором, но и инициатором.

 

Русское централизованное государство преподносилось в идеологическом и правовом обосновании.

 

Москва - Третий Рим – Филофей-1524 => Филофей резко критиковал католицизм.

Идея преемственности власти от Византии оказалась устойчивой, в частности это связанно с легендой о двуглавом византийском орле.

 

При Иване Грозном, его духовник Андрей составил степенную книгу. Впервые события располагались не по годам, а по степеням и граням.

 

 

Так же была попытка обосновать божественное происхождение царской власти- работа монаха Волоцкого.

 

Царь внешне подобен людям, а по природе – Бог.

 

Один из представителей общественной мысли того времени- Иван Пересветов.

 

Причина падения Византии- бог не любит гордость и хитрость греков.

 

Долгие десятилетия в России была популярна идея возвышенности государства и обоснование прав Романовых на правление.

Петр 1 и В.Н Татищев (1686-1750)

Вольф – «Теория полицейского государства»

Б.Н Чичерин должен был создать карту России.

Татищев увлекся описательной частью . 30 лет делали «Историю Российскую»

Рамки работы - от появления славян до Михаила Федоровича.

Татищев много внимания уделял анализу петровских реформ и оценке их значения. Был патриотом. С уважением относился к всеобщей истории ,на ее фоне лучше смотрится отечественная история . Высокого оценивал реформы Петра, иногда даже не критически.

 

Работа Татищева встретила критику :

1) В ряде мест не сладкоречив

2) Недостаточно уважения к церкви и религии.

 

Отличием Татищева была попытка разобраться в древней истории славян. Одним из первых писал о скифах, сарматах и других народах. Интересовался связями между славянами.

 

Написал и другие работы ,в частности « Разговор двух приятелей о пользе наук и и училищ»

Татищев был сторонником теории естественного права и общественного договора . Естественное право подразумевало 4 принципа

 

-право на жизнь

-право на собственность

-свободу

-на физическую и психологическую неприкосновенность

 

Так же разбирал и вопрос о крепостном праве . Отличал холопство от рабства.

«Власть над холопом – как отец к ребенку»

 

Татищев рассматривал происхождение как длительный процесс:

1.Собрание домохозяев

2.Выбор людей для самоуправления

3.Правление одного

 

Все это вело к заключению общественного договора

Татищев противоречиво решал вопрос о свободе воли.