Продолжение
1.11.13
Туда была включена легенда о Владимире Мономахе и происхождении русских царей от Авугуста Кесаря Римского.
Андрей Михайлович Курбский
Историография в едином русском государстве во второй половине 15- 17 веков.
Уильям Шекспир
Продолжение
25.10.13
Эразм Роттердамский (1469-1536)
«Похвала глупости»
-критика дворян
-задумался о соотношении божий предрасположенности и свободы воли> есть свободная воля которая сочетается с божественной благодатью
Колебался между двумя крайностями
1)Гуманистическая вера в суверенность личности
2)Человеческая история- воплощение божественного промысла.
Жан Баден – гуманист. Последовательная критика феодально-церковной периодизации по 4 ем монархиям. Поддержка Макиавелли в идеи о цикличности истории.На историю народов влияют климат темперамент ,нравы, склонности.
До сих пор привлекает внимание образ Ивана 4. Но его библиотека утеряна.
Переписка с Иваном Грозным – 5 писем.
Курбский за организованную монархию, Иван Грозный – за абсолютную.
Лицевой свод - 9600 листов, 16 тысяч иллюстраций- только часть его.
От сотворения мира до возникновения государства Российского. Иван 4 был не только редактором, но и инициатором.
Русское централизованное государство преподносилось в идеологическом и правовом обосновании.
Москва - Третий Рим – Филофей-1524 => Филофей резко критиковал католицизм.
Идея преемственности власти от Византии оказалась устойчивой, в частности это связанно с легендой о двуглавом византийском орле.
При Иване Грозном, его духовник Андрей составил степенную книгу. Впервые события располагались не по годам, а по степеням и граням.
Так же была попытка обосновать божественное происхождение царской власти- работа монаха Волоцкого.
Царь внешне подобен людям, а по природе – Бог.
Один из представителей общественной мысли того времени- Иван Пересветов.
Причина падения Византии- бог не любит гордость и хитрость греков.
Долгие десятилетия в России была популярна идея возвышенности государства и обоснование прав Романовых на правление.
Петр 1 и В.Н Татищев (1686-1750)
Вольф – «Теория полицейского государства»
Б.Н Чичерин должен был создать карту России.
Татищев увлекся описательной частью . 30 лет делали «Историю Российскую»
Рамки работы - от появления славян до Михаила Федоровича.
Татищев много внимания уделял анализу петровских реформ и оценке их значения. Был патриотом. С уважением относился к всеобщей истории ,на ее фоне лучше смотрится отечественная история . Высокого оценивал реформы Петра, иногда даже не критически.
Работа Татищева встретила критику :
1) В ряде мест не сладкоречив
2) Недостаточно уважения к церкви и религии.
Отличием Татищева была попытка разобраться в древней истории славян. Одним из первых писал о скифах, сарматах и других народах. Интересовался связями между славянами.
Написал и другие работы ,в частности « Разговор двух приятелей о пользе наук и и училищ»
Татищев был сторонником теории естественного права и общественного договора . Естественное право подразумевало 4 принципа
-право на жизнь
-право на собственность
-свободу
-на физическую и психологическую неприкосновенность
Так же разбирал и вопрос о крепостном праве . Отличал холопство от рабства.
«Власть над холопом – как отец к ребенку»
Татищев рассматривал происхождение как длительный процесс:
1.Собрание домохозяев
2.Выбор людей для самоуправления
3.Правление одного
Все это вело к заключению общественного договора
Татищев противоречиво решал вопрос о свободе воли.