Вопрос 3. Бухгалтерский баланс и его структура.

Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Исходя из данного определения, можно сказать, что данные, отраженные в бухгалтерской отчетности, есть особый вид учетных записей, являющихся кратким извлечением из текущего учета, отражающих сводные данные о состоянии и результатах деятельности организации за определенный период.

Переход на рыночные условия хозяйствования предопределил значительные изменения в системе нормативного регулирования бухгалтерской отчетности в России.

Важнейшими из правовых актов, регулирующих отношения, связанные с бухгалтерской отчетностью, в нашей стране являются уже известные вам: Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» и Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации».

Порядок же заполнения форм годовой и промежуточной (периодической) отчетностей устанавливается в инструкциях Министерства финансов Российской Федерации.

Указанные положения определяют состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме банков (для банков правовое регулирование осуществляется специальными указаниями Банка России).

Бухгалтерская отчетность организации должна отражать состав ее имущества и источники его формирования на отчетную дату, а также финансовые результаты за отчетный период. Под отчетным периодом понимается период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность. Отчетным годом для всех организаций является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно. Организации должны составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года.

Что касается внутренней бухгалтерской отчетности, разрабатываемой организацией для целей внутреннего управления, то ее содержание, состав, сроки и адреса представления регулируются в учетной политике организации на основании Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» (ПБУ 1/98), при этом Федеральным законом «О бухгалтерском учете» установлено, что содержание данных этого вида бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

Сводная бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций, сформированную в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденными соответствующим приказом Минфина России. Сводная бухгалтерская отчетность объединяет бухгалтерскую отчетность дочерних обществ и включает данные о зависимых обществах, являющихся юридическими лицами, по законодательству места их государственной регистрации. Федеральные Министерства и другие федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации составляют сводную годовую бухгалтерскую отчетность по организациям, в отношении которых они осуществляют функции координации и регулирования деятельности. Правила составления такой отчетности устанавливаются Минфином России.

Достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из требований, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета Российской Федерации. К числу требований достоверности относятся:

- соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики, отражения хозяйственных операций и оценка имущества и обязательств исходя из порядка, установленного законодательством;

- полнота отражения всех фактов хозяйственной деятельности за отчетный год и результатов инвентаризации имущества и обязательств;

- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

Важным условием достоверности годового отчета организации является обеспечение сравнимости отчетных данных с показателями за соотвеоствующий период прошлого года с учетом изменения методологии.

В бухгалтерской отчетности не допускается никаких подчисток и помарок. В случаях исправления ошибок делаются соответствующие оговорки, которые заверяют лица, подписавшие отчет, с указанием даты исправления.

Бухгалтерская отчетность должна быть доступной для понимания, а содержащаяся в ней информация – полезной для пользователей, т.е. уместной и достоверной.

На достоверность (надежность) информации, представляемой в бухгалтерской отчетности, оказывают влияние следующие факторы:

- правдивость представляемых данных. Для обеспечения достоверности требуется, чтобы информация отражала именно те явления, для описания которых она предназначена;

- преобладание содержания над формой. Иногда операции и события, представленные в бухгалтерских отчетах, допускают различное толкование. Их можно рассматривать с точки зрения как юридической формы (т.к. в основном все хозяйственные операции договорные), так и экономической стороны существа явления. Организациям в своих отчетах следует выделять экономическое содержание операций и событий, даже если юридическая форма отличается от экономического содержания и предполагает иную оценку данного явления;

- нейтральность. Информация должна быть объективной по отношению к различным пользователям. Сама структура бухгалтерских отчетов не должна влиять на выбор решения или предопределять какой-либо результат;

- осмотрительность. При оценке информации в бухгалтерской отчетности необходимо учитывать факторы неопределенности: хотя отчеты основываются на событиях, имевших место в прошлом, смысл многих из этих событий раскрывается только при их рассмотрении с точки зрения последствий для будущего. Поэтому составителям отчетов при оценке этих последствий необходимо проявлять осмотрительность;

- возможность проверки. Данные об операции или событии, содержащиеся в бухгалтерских отчетах, могут быть проверены в том случае, если аудиторы согласятся с тем, что они соответствуют основным операциям или событиям;

- сопоставимость. Сопоставимость позволяет пользователям проводить как динамический, так и структурный анализ.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» исчерпывающим образом установил составные части бухгалтерской отчетности.

В настоящее время годовая бухгалтерская отчетность включает следующие составляющие:

- бухгалтерский баланс (ф. №1);

- отчет о прибылях и убытках (ф. №2);

- пояснения к ним, включающие: отчет о движении капитала (ф. №3), отчет о движении денежных средств (ф. №4), приложение к бухгалтерскому балансу (ф. №5);

- пояснительная записка;

- аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, если она в соответствии с федералными законами подлежит обязательному аудиту.

 

Бухгалтерский баланс служит основным источником информации для обширного круга полизователей. Так, он знакомит собственников, менедженов и других лиц, связанных с управлением, с имущественным состоянием организации. Из баланса они узнают, чем владеет ее собственник, а также о том, сумеет ли организация в ближайшее время оправдать взятые на себя обязательства перед третьими лицами – акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями и др.

Кроме того, по бухгалтерскому балансу определяют конечный финансовый результат работы организации, в виде наращения собственного капитала за отчетный период, по которому судят о способности руководителей сохранить и преумножить вверенные им материальные и денежные ресурсы.

Как элемент метода бухгалтерский баланс представляет собой способ отражения средств предприятия и источников их образования в денежном выражении на первое число месяца, следующего за отчетным периодом.

Баланс как документ представляет собой таблицу двухсторонней формы, левая сторона которой называется актив. В ней отражаются средства предприятия. Правая сторона баланса называется пассив. В ней отображаются источники образования средств предприятия. В теории бухгалтерского учета имущество называется активом, а долги (обязательства) – пассивом. Каждый элемент в отдельности актива и пассива баланса называется статьей баланса. Основным свойством баланса является равенство актива и пасива. Это равенство вытекает из того, что каждый вид стедств предприятия поступает из каких-либо источников, и, следовательно, общая сумма стедств (актив баланса) всегда должна быть равна общей сумме источников формирования средств (пассиву баланса). В силу того, в нашей стране существует типовой бухгалтерский учет, существует и типовая схема средств предприятия (т.е. актива) и источников их формирования (т.е. пассива баланса).

Рассмотрим схему классификации средств предприятия.

Средства предприятия поразделяются на: основные, оборотные и отвлеченные.

К основным средствам предприятия относятся все средства стоимостью свыше 100 минимальных размеров оплаты труда и сроком эксплуатации свыше 1 года, а именно:

А) здания и сооружения;

Б) машины и оборудование;

В) транспортные средства;

Г) хозяйственный инвентарь;

Д) инструменты;

Е) нематериальные активы (земля, патенты, лицензии).

Оборотные средства, в отличие от основных, участвуют в цикле производства и обращения только один раз и при этом непрерывно видоизменяют свою форму (сырье и материалы преобразуются в продукцию, стоимость реализованной продукции возмещается в денежной форме). К оборотным средствам относятся:

1) производственные запасы, в свою очередь подразделяющиеся на:

- сырье и основные материалы;

- вспомогательные материалы;

- топливо;

- полуфабрикаты;

2) денежные средства (касса, расчетный счет, валютный счет);

3) готовая продукция;

4) средства в расчетах:

- подотчетные лица;

- задолженность покупателей;

- прочие дебиторы.

Отвлеченные средства – это та часть средств предприятия, которая не участвует в его оборотах, но которая характеризует перераспределение средств (налог на прибыль).

Схема классификации источников формирования средств предприятия такова:

К источникам формирования средств предприятия относятся:

1) источники собственных средств;

2) источники заемных средств.

К источникам собственных средств относятся:

- уставный капитал;

- прибыль;

- фонды специального назначения;

- бюджетное финансирование.

Источники заемных средств включают в себя:

А) ссуды и кредиты, которые в свою очередь подразделяются на:

- кредиты банков;

- коммерческие кредиты;

Б) кредиторскую задолженность по:

обязательствам перед рабочими и служащими по заработной плате, перед организациями социального и медицинского страхования, перед бюджетом всех уровней (местным и федеральным бюджетом, пенсионным фондом), перед поставщиками.

В процессе хозяйственной деятельности каждое предприятие осуществляет различные операции, которые отражаются в соответствующих статьях баланса. Иногда это приводит к исчезновению одних статей баланса и появлению других. Хозяйственные операции совершаются в предприятиях ежедневно и в больших количествах и влекут за собой изменение как средств предприятия, так и источников их формирования. Однако все изменения, которые происходят со средствами предприятия и источниками их формирования, под воздействием хозяйственных операций можно свести к четырем основным типам:

1. Изменения только в активе баланса. Данный тип изменений может быть вызван следующей хозяйственной операцией: С расчетного счета предприятия, находящегося в учреждении банка, получено в кассу, для выдачи заработной платы рабочим и служащим 300 тыс. рублей. В данном случае хозяйственная операция затронула лишь активные статьи баланса «Расчетный счет» и «Кассу», которые являются средствами предприятия. Таким образом, произошел переход средств из одной формы средств в другую. В результате изменений, относящихся к данному типу, итог баланса остается прежним.

2. Изменения только в пассиве баланса. Они могут быть вызваны следующей хозяйственной операцией: Из прибыли образован фонд развития предприятия в сумме 700 тыс. руб. В результате изменений, относящихся к данному типу, итог баланса остается прежним. Изменения затрагивают лишь пассивные статьи баланса (такие как «Прибыль» и «Фонд развития предприятия») и связаны с переходом источников из одних форм в другие.

3. Изменения в активе и пассиве баланса в сторону увеличения. Данный тип изменений может быть вызван следующей хозяйственной операцией: Получен кредит в банке на сумму 500 тыс. руб. и зачислен на «Расчетный счет». В данном случае изменения затрагивают одновременно активную («Расчетный счет») и пассивную («Кредит банка») статьи баланса в сторону их увеличения и связаны с поступлением средств и одновременным увеличением размера источников этих средств. Под воздействием данного типа хозяйственной операции и актив, и пассив баланса увеличатся на одну и ту же сумму – 500 тыс. руб.

4. Изменения в активе и пассиве баланса в сторону уменьшения. Такие изменения в балансе могут быть вызваны следующей хозяйственной операцией: Выдано из кассы в погашение задолженности перед персоналом по оплате труда 300 тыс. руб. Изменения затрагивают одновременно активную («Касса») и пассивную («Задолженность перед персоналом по оплате труда») статьи баланса в сторону их уменьшения и связаны с выбытием средств и одновременным уменьшением размера источников этих средств. В результате такого изменения и актив, и пассив баланса одновременно уменьшатся на одну и ту же сумму 300 тыс. руб.

На основании изложенного выше можно сделать следующие выводы:

1. Любая хозяйственная операция затрагивает одновременно две статьи баланса и вызывает в нем один из четырех перечисленных видов изменений.

2. Равенство итогов актива и пассива баланса сохраняется после осуществления любой хозяйственной операции.

3. Изменение итогов актива и пассива баланса имеет место в случаях, когда хозяйственная операция затрагивает одновременно активную и пассивную статьи баланса.

 

Вопрос 4. Понятие о счетах бухгалтерского учета, их строение и содержание. Счета активные и пассивные.

Как уже отмечалось, баланс отражает имущественное состояние предприятия на определенную дату. Естественно, что повседневный учет хозяйственных операций на балансе является громоздким и практически неосуществимым.

Поэтому учет повседневно совершающихся в предприятии хозяйственных операций, изменяющих состав средств и источников их формирования, ведется с помощью другого элемента метода бухгалтерского учета – счетов текущего учета. При помощи счетов достигается однородная группировка хозяйственных средств и их источников. Так, все денежные средства, имеющиеся в кассе предприятия, учитываются в счете «Касса», деньги, находящиеся на расчетном счете в банке, учитываются на счете «Расчетный счет», готовая продукция на складе предприятия учитывается на счете «Готовая продукция». Название счетов совпадает с названиями статей баланса. Это является закономерным явлением, т.к. данные, содержащиеся в счете, затем поступают на соответствующую статью бухгалтерского баланса. Обычно одному бухгалтерскому счету соответствует одна статья баланса, но иногда один счет может включать в себя сведения для нескольких статей баланса. Например, в счете «Сырье и материалы» учитываются сырье, основные материалы и покупные полуфабрикаты, вспомогательные материалы, и т.д.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что:

Бухгалтерский счет, как элемент метода бухгалтерского учета, представляет собой способ отражения всех текущих изменений, происходящих со средствами предприятия, источниками их образованиями и процессами.

Практически, счет представляет собой таблицу двухсторонней формы, левая сторона которой называется «дебет», а правая – «кредит». Схематично, счет выглядит следующим образом:

Счет
Дебет Кредит
   

Термины «дебет» и «кредит» в настоящее время не имеют смыслового значения и играют чисто техническую роль для обозначения стороны таблицы счета.

Записать хозяйственную операцию в дебет счета обозначает дебетовать счет. Сделать запись в кредит счета обозначает кредитовать счет.

Все счета бухгалтерского учета делятся на две основные группы. К первой группе относятся счета, в которых учитывается движение средств предприятий. Эти счета называются активными. К активным счетам можно, к примеру, отнести такие счета, как: «Основные средства», «Сырье и материалы», «Расчетный счет», «Касса».

Ко второй группе следует относить счета, в которых учитывается движение источников формирования средств. Такие счета называются пасивными. К ним относятся счета: «Уставный капитал», «Прибыль», «Ссуды банка», «Кредиторы» и др.

Счета активные и пассивные имеют различное строение.

В дебет активного счета записываются:

1. Начальные остатки (сальдо), взятые из актива баланса. Например, по статье баланса «Расчетный счет» числилась сумма 900 тыс. руб. Открывая по данной статье баланса бухгалтерский счет «Расчетный счет», следует записать этот остаток в дебет данного счета.

2. Все увеличения начальных сумм записываются в дебет счета. (В данном случае поступление денег на Расчетном счете). Например: На расчетный счет трижды поступали денежные средства от кредиторов. Первый раз 300 тыс. руб., второй раз 100 тыс. руб. и в третий раз 400 тыс. руб. Эти суммы следует записать в дебет счета «Расчетный счет».

Сумма хозяйственных операций, записанных в дебете счета, называется дебетовым оборотом. В нашем примере дебетовый оборот равен 800 тыс. руб.

В кредит активного счета записываются уменьшения тех сумм, которые отражены в дебете. Следовательно, в кредит активного счета записываются уменьшения учитываемого обьекта.

Например: Предположим, что с расчетного счета деньги были перечислены на счет «Касса» в сумме 300 тыс. руб. на выдачу з/п. Эта хозяйственная операция повлечет уменьшение денег на расчетном счете. Следовательно, сумма 300 тыс. руб. будет записана в кредит счета.

Там же отражаются и все другие перечисления денег с расчетного счета, которые будут произведены за отчетный период. Например, перечисления денег с расчетного счета будут произведены еще два раза в сумме 200 тыс. руб. и 100 тыс. руб. Сумма хозяйственных операций, записанных в кредите счета, называется кредитовым оборотом. В нашем примере кредитовый оборот по «Расчетному счету» составляет 600 тыс. руб.

Зная, какая сумма денег была на расчетном счете на начало отчетного периода (т.е. какое было начальное сальдо), сколько денег поступило на расчетный счет (т.е. дебетовый оборот), какая сумма в течение отчетного периода была перечислена с расчетного счета (т.е. кредитовый оборот), можно определить остаток денег на расчетном счете на конец отчетного периода. Конечный остаток (конечное сальдо) в нашем примере составит 1100 тыс. руб., т.е. начальное сальдо плюс дебетовый оборот и минус кредитовый оборот, что видно из следующей таблицы:

Расчетный счет (в тыс. руб.)
Дебет Кредит
н.с. 900 д.о. 800 к.с. 1100   600 к.о.

В пассивных счетах порядок записей хозяйственных операций противоположен.

В кредит пассивного счета записывают:

1. Начальный остаток, взятый из пассива баланса.

2. Все увеличения начальных сумм, т.е. в кредите пассивного счета отражаются все увеличения учитываемого обьекта, которые вместе образуют кредитовый оборот.

В дебете пассивного счета записывается уменьшение учитываемого обьекта. Все уменьшения за отчетный период образуют дебетовый оборот пассивного счета.

В конце отчетного периода подсчитывается уже известным вам способом конечное сальдо.

В активных счетах конечное сальдо должно быть только дебетовым, а в пассивных счетах – только кредитовым.

Данное условие вытекает из того, что невозможно использовать средств больше, чем их имелось, и, соответственно, уменьшение источников средств ограничено размерами этого источника.

Кредитовое сальдо в активных счетах означает отпуск или использование материальных ценностей в большем количестве, чем их значилось по данным учета, а значит, может указывать на наличие в учете ошибок или злоупотреблений.

Схематично, счета активные и пассивные можно отразить следующим образом:

Активный счет   Пассивный счет
Дебет Кредит   Дебет Кредит
н.с. + д. оборот к.с.   - к. оборот     - д. оборот н.с. + к. оборот к.с.

Счета бухгалтерского учета тесно связаны с балансом. Эта взаимосвязь выражается в следующем:

счета бухгалтерского учета открываются на основании статей бухгалтерского баланса, и, наоборот, бухгалтерский баланс составляется на основе данных, содержащихся в бухгалтерских счетах.