Характерные черты управления
Понятие и общая характеристика управления в сфере землепользования и охраны земли
Выкупная стоимость земельных участков
Смотри статью 2 о введении в действие земельного кодекса
Управление в сфере землепользования (Организационно-правовой механизм)
Государственное управление – это исполнительно-распорядительная деятельность соответствующих государственных органов по реализации принадлежащих им полномочий собственников земельных участков и носителей политической власти, а также по организации рационального использования земель, их охраны и обеспечение режима законности в сфере земельных отношений. Смысл обеспечение законности – обеспечение гарантий, способов, средств, форм защиты, обеспечение прав и обязанностей субъектов и другое.
Государственное управление характеризуется единством и дифференциацией. Единство проявляется:
- В единой методике управления
- Единство земельного фонда на территории РФ
- Единство целей, задач, принципов и оснований
Дифференциация управления объясняется делением земель на категории, каждая из которых обладает особенностями в сфере управления.
- Все решения принимаемые в щаной сфере должны быть научно обоснованы
- В системе управления должны работать специально подготовленные кадры
- Управление в земельной сфере тесно связано с управлением в области охраны окружающей среды, таким образом, носят межотраслевой характер.
- Управление находится в постоянной динамике, это свидетельствует о постоянных изменениях в области природопользования.
- Управление в сфере землепользования сочетается с управлением отдельными отраслями экономики
Принципы управления:
- Принцип комплексного подхода. Учет существующих взаимосвязей земли с другими природными ресурсами, природными комплексами и окружающей средой в целом
- Сочетание межотраслевых интересов с ведомственными и общегосударственными, при приоритете последних, так как в них проявляется интерес граждан.
- Принцип перспективности и плановости. Принятие таких актов как правила землепользования и застройки муниципальных образований, утверждение муниципальных планов.
- Разграничение функций государственного контроля с функциями по хозяйственной эксплуатации земельных участков
Виды органов управления на федеральном уровне
Президента РФ 12 мая 2008 года был утвержден указ, который называется вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти.
- Министерство природных ресурсов – существующая структура до нового указа, то есть до мая 2008 года
- Ему подчинялись
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (РосПриродНадзор)
- Федеральное агентство лесного хозяйства
- Федеральное агентство водного хозяйства
- Федеральное агентство по недропользованию.
До мая 2008 года действовало федеральное агентство кадастра объектов недвижимости оно стало подчиняться Министерство экономического развития и торговли
- МЭРТ
- ФАКОН
Также было в 2004 году ФСТЭА РосТехНадзор оно подчинялось напрямую правительству, но в мая 2008 года изменилось
Вопросы в системе управления является вопросом о системе управляющих субъектов, важнейшие полномочия и возможности которых сконцентрированы у специально уполномоченных на то органов. Одним из принципов охраны окружающей среды является независимость контроля в области охраны окружающей среды. Также запрещается согласно статье 65 об охране окружающей среды совмещать функции государственного контроля и функции хозяйственного использования природных ресурсов. Согласно вновь созданной системе органов исполнительной власти статус специально уполномочено органа в области охраны окружающей среды претерпел изменения:
- Министерство природных ресурсов переименованы в министерство природных ресурсов и экологии с передачей ему функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды
- РосТехНадзор передано в ведение этого министерства, также как и РосГидроМет и РоСПриродНадзор
- Министерству сельского хозяйства были переданы функции преобразуемого министерство экономического развития по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений в части касающихся земель сельскохозяйственного назначения по государственному мониторингу таких земель.
- Федеральное агентство лесного хозяйства было передано в ведение министерства сельского хозяйства
- Министерство экономического развития РФ включает в свою структуру федеральное агентство по геодезии и картографии и федеральное агентство кадастров объектов недвижимости которое на прямую уполномочено на осуществление управленческих функций в сфере земельных отношений
В произошедших изменениях в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти в части осуществления экологического управления можно наблюдать как отдельные плюсы, так и отдельные минусы. С одной стороны управление органов независимого экологического контроля, а именно их упразднение не способствует повышению эффективности природоохранной деятельности и в известной части противоречит требованиям действующего законодательства. С другой стороны выявляются общие тенденции к сокращению числа специальных органов экологического управления с соответствующей концентрацией их полномочий у оставшихся.