Вопрос 6. Приемы исследования бухгалтерских документов

Вопрос 5. Классификация бухгалтерских документов по качественным признакам

Важное значение для юристов при обнаружении и выявлении преступлений имеет классификация бухгалтерских документов по качественным признакам.

По качественным признакам все документы подразделяются на две основные группы: А) полноценные; Б) неполноценные.

Полноценный бухгалтерский документ должен отвечать следующим требованиям:

1. Формальное требование. В соответствии с ним, каждый бухгалтерский документ должен быть составлен по установленной форме и иметь необходимые реквизиты.

2. Требование законности. Полноценный бухгалтерский документ должен отражать законную по своему содержанию хозяйственную операцию.

3. Требование действительности. Полноценные бухгалтерские документы отражают хозяйственные операции, которые были совершены на самом деле.

Документы, не отвечающие хотя бы одному из вышеперечисленных требований, являются неполноценными. В зависимости от того, какое требование нарушено, неполноценные документы подразделяются на следующие группы:

1. Неправильно оформленные. К ним относятся документы, в которых отсутствуют необходимые реквизиты, документы, имеющие лишние реквизиты, документы с ненадлежащими реквизитами (расходный кассовый ордер, в котором в качестве распорядителя о выдаче денег расписалось лицо, не имеющее на это полномочий).

2. Документы, отражающие незаконные по своему содержанию хозяйственные операции. К ним относятся те документы, которые составлены с нарушением действующих законов и правил, и документы с нарушением действующих норм и расценок.

3. Документы, отражающие такие хозяйственные операции, которые в действительности не были совершены. Эти документы называют также бестоварными или безнадежными. Такие документы отражают вымышленные (фиктивные) хозяйственные операции.

При решении вопроса о полноценности бухгалтерских документов необходимо решать вопрос о подлинности или подложности бухгалтерских документов. Решая данный вопрос, необходимо учитывать следующее: Полноценные документы, отвечающие трем основным требованиям, всегда являются подлинными, также как и документы, отражающие незаконные, но в действительности осуществленные хозяйственные операции. Документы же, отражающие операции, которые в действительности не совершались, всегда являются подложными. К подложным документам относятся такие документы, в которые занесены заведомо ложные сведения о содержании, дате или сумме хозяйственной операции.

 

Все нарушения и злоупотребления при ведении бухгалтерского учета находят отражение в учетных данных, в основном, в трех формах:

1) Противоречия или несоответствия в содержании одного, отдельно взятого документа.

2) Противоречия между содержанием нескольких взаимосвязанных документов.

3) Отражение в учетных документах данных об отклонении от нормального порядка движения материальных ценностей.

Исходя из этого, методы исследования учетных данных, соответственно кругу изучаемых объектов, подразделяются на три группы:

1. приемы исследования одного, отдельно взятого документа;

2. приемы исследования нескольких документов, отражающих одну и ту же или несколько взаимосвязанных хозяйственных операций;

3. приемы исследования учетных данных, отражающих движение однородных ценностей.

Рассмотрим более подробно каждый из этих приемов.

1.Исследование одного, отдельно взятого документа осуществляется тремя основными методами:

А) проверка документа по форме. При формальной проверке производится осмотр документа с целью выявления материального подлога, следов подчистки, травления, приписок, подклейки. Обращается внимание на оттиски штампов, печатей. Выясняется наличие в документе необходимых реквизитов.

Б) арифметическая проверка устанавливает правильность итоговых показателей, подсчитанных как по горизонтальным, так и по вертикальным строчкам и графам документа.

В) нормативная проверка содержания отдельного документа предусматривает его изучение с точки зрения соответствия действующим на момент составления документа законам, ведомственным нормативным актам, инструкциям, правилам.

2.Приемы исследования нескольких документов, отражающих одну и ту же или несколько взаимосвязанных хозяйственных операций. Для обнаружения такого несоответствия применяются два метода:

А) метод встречной проверки;

Б) метод взаимоконтроля.

Метод встречной проверки документов состоит в сопоставлении разных экземпляров одного и того же документа. Цель такого сопоставления – установить тождество всех экземпляров. Экземпляры одного документа могут находиться в различных организациях. Данный метод эффективен, когда между злоумышленниками нет сговора.

Метод взаимоконтроля заключается в сопоставлении содержания различных документов и учетных данных, в которых прямо или косвенным образом отражается проверяемая хозяйственная операция.

3.Приемы исследования учетных данных, отражающих движение однородных ценностей, помогают выявить отклонения, противоречия, необъяснимые при нормальном, правильном движении учтенного в документах имущества. К данным приемам относятся:

А) метод восстановления количественно-суммового учета;

Б) метод контрольного сличения остатков.

Данные методы мы рассмотрим с вами при изучении темы № 3.