Моральное сознание является формой ценностного сознания.

Моральное сознание имеет свою ограниченную сферу действия. Она способна направлять поступки людей лишь потому, что перед ними раскрывается возможность свободного выбора. Вместе с тем она способна изменить или хотя бы объяснить социальную практику того или другого общества.

Моральное сознание имеет два уровня:

1. повседневный (чувство, переживание, настроения, привычки, традиции);

2. теоретический (понятия, категории).

 

Этические категории - основные понятия этики, которые отображают наиболее существенные стороны и элементы морали и составляет теоретический аппарат этической науки.

В этике выделяют две группы категорий:

1) структурные - характеризуют мораль с точки зрения взаимосвязи ее компонентов: норма, принцип, мотив, оценка, идеал, убеждение и др.;

2) сущностные - характеризуют качественную определенность морали.

Сущностные категории в свою очередь разделяются на три группы:

• ценностные (например, добро и зло);

• императивные (например, обязанность, совесть, честь, достоинство, ответственность, обязательство, требование);

• экзистенциальные (например, справедливость, счастье, смысл жизни, дружба, любовь, удовольствие).

 

Моральная деятельность - это деятельность, в которой выделяется моральная сторона всех видов побуждений и специфических моральных мотивов: желание сделать добро, подчинение чувству долга, стремления осуществить определенные идеалы.

Основной единицей моральной деятельности является поступок. Под моральной деятельностью в этике понимают только те поступки, которые сознательно подчинены определенным моральным целям. Поступок - это то, что разворачивается и в сфере сознания (намерения, мотивы, стимулы, средства, решения, цель, а затем и самооценка), и в объективной действительности (действие или бездеятельность, которая тоже может оказаться моральным актом).

Моральные отношения - особенный вид общественных отношений, которые возникают между людьми в процессе их моральной деятельности. По содержаниюморальные отношения определяются как обязанности. Например, общественные обязанности (трудовые, патриотические, интернациональные), профессиональные, брачно-семейные. Но какой бы не была конкретная сфера обязанностей человека, во всяком случае она находится в моральных отношениях с обществом в целом и с самой собой как членом данного общества.

По форме моральные отношения определяются как требования, с помощью которых регулируется отношение человека к конкретной ситуации. Требование может быть выражено в виде единичного предписания конкретному человеку осуществлять определенные поступки в определенной ситуации, или она может велеть всем людям предпринимать определенные действия в подобных ситуациях (моральные нормы).

Обязательным элементом формы моральных отношений является санкция (лантин. - нерушимый закон) - поддерживает обязательность внутреннего и внешнего императива. Это подтверждение моральных требований с помощью одобрения или осуждения уже осуществленных поступков людей, а также общественных явлений.

Моральная санкция не допускает материального влияния на человека, она связана с духовными стимулами: поощрением и наказанием, одобрением и осуждением. Мораль не является институциональной, потому для использования моральной санкции не нужны особенные полномочия: любой моральный субъект имеет право оценивать как поступки людей, что его окружают, так и свои собственные поступки. То, что в сознании выглядит как оценка, в отношениях может становиться санкцией. Идеальная, по своей природе, она имеет власть над людьми, во многом определяя их поведение.

Следовательно, отмечены структурные компоненты морали (моральное сознание, моральная деятельность и моральные отношения) в действительности тесно взаимосвязаны, то есть мораль всегда является одновременно и деятельностью, и сознанием, и отношениями, что не учитывает проведению их отдельного теоретического исследования.