Структура и функции морали

Мораль – это внутренняя саморегуляция человека в сфере свободы.

 

Мораль имеет императивный (повелительный) характер.

 

ОСНОВНЫМ ПРОТИВОРЕЧИЕМ МОРАЛИ является противоречие между тем, что должно быть (идеальным требованием морали) и тем, что существует в действительности.

Очень часто мы знаем, как нужно вести себя, но ведем себя иначе. В итоге чувствуем вину и раскаяние совести за свои плохие поступки. Такова природа человека: она не может быть идеальной, в ней имеют место и добро, и зло. Но в стремлении к идеалу раскрывается истинно человеческая сущность: чем ближе мы к добру, тем мы человечнее. И чем дальше мы от идеала, тем менее имеем право называться людьми, то есть добро приближает к идеалу, а зло отдаляет. Следовательно, под моралью мы будем понимать форму общественного сознания, которое регулирует отношения между людьми с точки зрения их представлений о добре и зле.

Таким образом, предметом этики выступает мораль как форма общественного сознания.

Объектом этики является человек и человеческие взаимоотношения.

Задачи этики:

1) объяснение сути моральных явлений;

2) обучение использованию норм этики;

3) регуляция человеческих взаимоотношений;

4) формирование морального сознания личности и общества.

В предыдущем вопросе мы определили мораль как форму общественного сознания, но моральные явления очень разнообразны: одни из них относятся к сознанию, другие к реалиям жизни, третьи - к взаимоотношениям между людьми. Структура морали многоярусна и многопланова. Нравственность - это, с одной стороны, понятие, убеждение, намерения, а с другой - практические действия. Сочетания слова и дела отображают суть морального отношения к действительности и моральным отношениям между людьми.

Таким образом, структура морали имеет три основных элемента:

1) моральное сознание;

2) моральная деятельность;

3) моральные отношения

Моральное сознание - форма сознания, которое отображает социальное бытие людей. Она фиксирует исторически изменчивые моральные отношения, являет собой субъективную сторону нравственности. В моральных представлениях объективная общественная необходимость, потребности и интересы отображаются в особенной форме - в виде идеи о должном (о том, что что-то должно или не должно существовать). Поступки должны происходить постольку, поскольку они являют собой благо, добро, преобладают над всеми другими возможными вариантами поступков.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что моральное сознание рассматривает явления и поступки не с точки зрения их причинной обусловленности, а с точки зрения ихдостоинства и ценности.