Предмет и задачи этики

МОРАЛИ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ ЭТИКИ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ

1. Предмет и задачи этики.

2. Структура и функции морали.

3. Основные категории этики.

 

Этика - философская дисциплина, которая насчитывает около 2,5 тысяч лет своей истории. Прежде чем определять ее предмет и объект необходимо рассмотреть происхождение и содержание самого срока.

Термин «этика» происходит от древнегреческого «ethos». Сначала под етосом понимали привычное место общего обитания, дом, человеческое жилье, звериное логово, птичье гнездо. В дальнейшем оно стало означать стойкую природу какого-то явления, обычай, нрав, характер. Изменение содержания срока этика указывает на связь между окружающим общением человека и его характером.

Взяв за основу содержание слова «этос» в значении характера, древнегреческий философ Аристотель (IV ст. до н.э.) создал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, которые он назвал этическими. Этическими добродетелями являются качества характера, темперамента человека, их называют душевными качествами. Они отличаются, с одной стороны, от дианоэтических добродетелей как свойств ума и, с другой стороны, от аффектов как свойств тела. Например, страх - естественный аффект, память - свойство ума, а умеренность, мужество, щедрость - свойства характера.

Для обозначения этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель ввел термин «этика».

При переводе аристотелевского понятия "этический" из греческого языка на латинский Цицерон вывел термин «moralis» (моральный), образовав от слова «mos» (mores - множественное число) - латинского аналогу греческого «ethos», что означал характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. Цицерон, говоря о моральной философии, понимал под ней ту же область знания, что и Аристотель. В IV веке новой эры в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль), что является прямым аналогом греческого срока «этика».

Рядом с этими терминами в ряде языков возникают собственные слова, которые помечают ту же реальность. В немецком - «Zittlichkeit», в российском - «нравственность». В украинском и русском языке употребятся термины «мораль», «нравственность».

Таким образом, мы видим, что, если сначала этика, мораль и нравственность - разные слова, но отражаются одним термином, то в дальнейшем, в процессе выявления своеобразия этики как области знания, за разными словами закрепляются разные смыслы: под этикой понимают соответствующую отрасль знаний, науку, а под моралью (нравственностью) - исследуемый ею предмет.

Выделение этики как особого раздела философии связано с открытиями софистов (V ст. до н.э.), которые считали, что образования культуры существенно отличаются от законов природы. Софисты обнаружили, что законы, обычаи, нрав людей изменчивы и разнообразны. Природа же везде та же. Основной задачей старых учителей было доказать, что человеческие законы, которые должны изменяться во времени, могут быть прекрасными и справедливыми.

 

Становлению этики как научной дисциплины способствовали идеи Сократа и Платона. Сократ поставил знак равенства между совершенством человека, его знаниями и добродетелями. По мнению Платона, для установления социальной гармонии и справедливости в обществе необходимо познать идею блага и ориентироваться на эти знания, доверив управление обществом мудрецам-философам. Аристотель же считал, что целью этики является не знание, а поступки, она имеет дело не с благом как таковым, а с осуществленным благом. Тем самым этика как практическая философия была отделена от теоретической философии (метафизика).

Аристотель рассматривал этику в двух значениях: как наукуоб этических добродетелях, совершенном состоянии души и поведения, которое составляет основу человеческого счастья, и как политическую науку (то есть как науку о полисе), к тому же высшую политическую науку. Учение Аристотеля о высшем благе, о добродетелях повлияло на развитие этической науки в целом.

 

За длительную историю существования этики моралистами и философами были осуществлены многоразовые попытки дать исчерпывающее определение понятию мораль. Но эти попытки оказались безуспешными, что объясняется многогранностью и своеобразием данного социального феномена.

Мораль это не просто свод законов и правил, совокупность фактов, которые нужно обобщить, но это еще и задача, которая требует своего решения, и мировоззрение. Мораль - это не просто то, что есть. Она, скорее всего, то, что должно быть. В связи с этим этика должна предложить свою модель нравственности.

Бытие морали осуществляется в двух аспектах:

1) как характеристика личности;

2) как характеристика общества.

Моральные нормы складывались в течение всей человеческой истории и отображали характер отношений между людьми. Они являют собой универсальные законы человеческого общежития, вбирают у себя мудрость предыдущих поколений. Если мы сравним нормы религиозной морали («не убивай», «не кради», «не прелюбодействуй», «не говори неправды», «не завидуй»), то увидим, что они зафиксированы практически во всех религиях мира. Здесь же мы найдем и ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

 

Двойственный характер морали: С одной стороны мораль выступает как система норм, действующая в обществе, обязательная и общепринятая система ценностей (моральных). С другой стороны она является качеством личности, личным усвоением (присвоением) этих норм.