Предмет. Межпредметные связи. Направления медицины.
Актуальность.
Введение
Студент должен
- знать:
- - содержание дисциплины и ее значение в педагогической деятельности.
- Предмет, актуальность, цели, требования, основные положения содержания дисциплины. Медико-педагогические аспекты здоровья школьника. Роль педагога в становлении и укреплении здоровья школьников.
Глубокие социальные и экологические перемены нашего времени изменили традиционный образ жизни человека и среду его обитания. Это привело к снижению уровня здоровья и появлению новых заболеваний. Появилась необходимость в получении новых знаний и умений для того, чтобы адаптироваться в новых условиях. Выдвижение проблем здоровья в число приоритетных задач общественного развития предполагает овладение основами медицинских знаний студентами педагогических колледжей.(из программы)
Здоровье человека — тема актуальная для всех времен, а в XXI веке она становится первостепенной. Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов.
Дмитрий Анатольевич Медведев, выступая на Совете по реализации нацпроектов, говорил: «Абсолютно здоровыми, по данным минздравсоцразвития, можно назвать только 10 процентов выпускников школ. Более половины детей считаются имеющими ослабленное здоровье, и значительная часть детей в возрасте до 14 лет приобретают хронические болезни».
Психологи - практики отмечают нарушение интеллектуального, эмоционального и личностного развития учащихся, растущую агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9% до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами - с 5,6% до 16,4%, нарушениями осанки - с 1,9% до 16,8%.
В связи с этим мотивация детей младшего школьного возраста на здоровый образ жизни является актуальной.
Учебная дисциплина «Основы медицинских знаний» относится к дисциплинам общепрофессионального цикла. Преподавание дисциплины строится с учетом анатомо-физиологических, гигиенических, психологических знаний студентов.
Цели.
Основная цель дисциплины - приобретение студентами знаний и умений для сохранения и укрепления здоровья школьников в процессе педагогической деятельности.
Требования (из программы)
В результате изучения учебной дисциплины студент должен
иметь представление:
- о здоровье и здоровом образе жизни;
знать:
- основополагающие принципы здорового образа жизни;
- анатомо-физиологические особенности и основы гигиены детей;
- наиболее распространенные инфекционные заболевания, причины их возникновения, меры профилактики;
- основные факторы риска и основные способы профилактики заболеваний детей с учетом анатомо-физиологических особенностей развития их организма, функциональных нарушений;
- методы и средства оказания первой медицинской помощи при
несчастных случаях и заболеваниях;
уметь:
- проектировать модель здорового образа жизни, соответствующую определенному возрасту;
- разрабатывать профилактические мероприятия;
- оказывать первую медицинскую помощь детям и взрослым.
Основные положения содержания дисциплины.
Здоровье человека в системе понятий и представлений. |
Возрастные особенности в состоянии здоровья. |
Психофизиологические особенности здоровья человека. |
Системы самооздоровления и самосовершенствования. |
Нарушение здоровья детей вследствие заболеваний и травм. |