Принцип вчувствования и субъективации в 20 веке

Основные пути формирования литературного языка 20 века.

2 тенденции: 1. Вчувствование и субъективация.

2. Абстрагирование и объективация.

Это формы реакции на отчуждение, его преодоление, но разными путями. Первая- Человек стремится к контакту, к непосредственности отношений, к искренности, к преодолению одиночества, преодолению границ м/у людьми, стремление почувствовать другого человека. Вторая – сопротивление, создание границ, установление дистанции м/у миром и собой, практики холодности (в социальном плане). Соблюдение норм холодной корректности. Человек не позволяет себе быть открытым, рефлексирует над собой, над происходящим, рациональное поведение.=» Практики абстрагирования и объективации. Т.Е. разные теории ис-ва в начале 20 века.

1. Концепция вчувствованиявосходит к немецкому романтизму,заново рождается в конце 19-начале 20 века (Теодор Липс «Эстетика» - его самая законченная система). Эстетический акт мыслится как акт вчувствования в предмет (переживание). Образ строится на субъективных переживаниях, одушевлении, очеловечении окружающего. Вселиться в другое сознание - как оно себя осознаёт, чувствует. =» Персонификация субъекта. Субъект входит в эстетический объект. Герой совпадает с автором.

2. Противоположая концепция - концепция Вильгельма Волингера (Ворингер). Его книга «Абстрагирование и вчувствование», т.е. сознательно противопоставляется 2 концепции, 2 ис-ва: 1. Ис-во на основе принципов вчувствования, ис-во подражания природным формам, органике. Субъект отождествляет себя с окружающими вещами, не смотрит на мир со стороны. Воплощает себя в этих натуралистических формах. Этот путь Волингер считает не очень продуктивным, т.к. нет дистанции, творческой воли, способности формировать, сознательной активности. 2. Он защищает путь абстрагирования. Истоки этой практики – в древнеегипетском ис-ве (абстрагирование геометрической формы. Оно противопоставляется др.греч ис-ву – ис-ву вчувствования). Необходим этот путь, потребность человека сознательно достигать реальность, вычленять фундаментальные принципы жизни, находить что-то устойчивое, объективно существующее. Человек ищет изначальные схемы, кристаллические формы жизни. Красота ис-ва – в стиле, в стилизации, т.к. стиль выводит на поверхность объективные структуры).

Путь абстрагирования создает свои формы и в 20 веке. % Абстрагирование – основной лозунг ис-ва импрессионизма.

Основная проблеме ис-ва 20 века – преодоление отчуждения сознания от жизни. Оказывается важным преодолеть власть традиционного языка (посредника м/у человеком и жизнью), ориентированного на рациональность. Эта культура мышления лишает меня непосредственности. Потребность непосредственности и контакта.

Путь развития философии 20 века – открывает черты нового мышление. Рационализм вызывает всё большую неудовлетворенность, т.к. эта система не дает возможности осмыслить мир как целое. Мир лишен логики, надо найти новые формы осмысления, рефлексии над жизнью.

Философия Ницше открывает возможности создать новое мировоззрение. Сам способ мышления – философия жизни- жизнь толкуется через её переживание. Это качественно новая категория. Один лишь разум недостаточен для выработки целостного мировоззрения.

Переживание (переживать, познавать) – активность моего восприятия. Ещё Гёте говорил об этом. Полнота переживания жизни, субъективного. Принцип философского познания – не логичность, рациональность, а интуиция, вживание (это очень близко к деятельности художника). Переживать объект – схватывать его как целое, не вычленяя отдельные элементы. Ф-ия Ницше приближается к поэтическому языку (мифопоэтический характер). Воля – творческий порыв. Воля = инстинкт + разум. Включение непостижимого, иррационального в целостное.

Концепция О.Шпенглера: Культура мыслится как живой организм, культура отмирает, становится цивилизацией.

Эстетика Б.Кроче (Итальян.). Эстетика – наука о выражении, идёт из глубины творческого суб-та. «Нет» жанрам, это пустое. В настоящем ис-ве не играют роли форма, жанры, т.к. ис-во – выражение художника.

Анри Бергсон (фр.) – интуитивист. Познание требует эстетического отношения к реальности, а не рационального. Мир лишён закономерности, они – конструкции разума. Разум не позволяет понять жизнь, «интеллект хар-ся естественным непониманием жизни», он конструирует. Разум решает практические задачи лишь в свою пользу =» не способен дать картину жизни как она есть. Действительная жизнь – не статические положения, а её длительность. Только опираясь на жизненные инстинкты, мы можем понимать реальность. Длительность жизни может воспроизвести поэтическая речь (нерациональная). Ис-во непосредственно общается с действительностью. Ис-во носит галлюцинативный характер (игра воображения). Жизненный порыв во сне.

Художник должен погрузиться в свою субъективность и достать из себя нерациональное, это и есть реальное, надо освободиться от социальных предрассудков, идей. Моя интуиция – это и есть голос реальности.

В начале 20 века в ис-ве пр-ят процессы преодоления декаданса. Цель – найти жизнь в себе. Не культ болезни, не отрицание жизни, а наоборот – жизненная энергия, поворот к красивой блещущей живой жизни, прикоснуться к первоистокам жизни. Культ жизненной силы, здоровья, радости, свобода от буржуазной морали. Образ сильного человека, могучего как сама жизнь. Культ тела, т.к. оно истинно, подлинно. Возвращение к природе, самой жизни.

Ален Формие (Фурнье) – фр.поэт. «Я верю только в реку жизни, хочу быть только волной этой реки, отдаться ей; то, к чему она ведёт, истинно». Отречься от принципов мировоззрения. Не надо бояться быть собой, не стесняться, не оглядываться на чужое мнение.

Архитектура модерна: поиск новых орнаментов (растительные линии сочетаются с жёсткими геометрическими, смазанность линий, неправильность форм, глазурованная плитка), органическая линия везде.

Оформление худож.журналов – трава, солнце, обнажённые человеч.фигуры, живая плоть мира, дерево мира, интерьер к мифу.

1902 г. – Анри Жид «Имморалист». Искал свободы реализации жизненных сил. Быть собой, иметь мужество и силу быть собой, не оглядываясь на окружающих. Герой – университетский преподаватель. Он чахнет, но происходит прилив сил, и он захотел жить, приходит страсть к жизни, к жизненным переживаниям, ищет свободу, выздоравливает. Первая лекция – о красоте древнегерманского чел-ка, который сломает дряхлого античного чел-ка. Его интерес – не прошлое, а будущее. Служит здоровью, освобождается от морали, т.е. «учится жить».

Живопись. Ис-во Ван Гога – революция в живописи. Нужно руководствоваться порывами души, выражать страсти, можно отступать от школы, деформировать модель, надо выражать себя, а не рабски следовать натуре. «Цвет должен наводить на мысль о эмоции страстного темперамента». Ван Гог строит образ переживании, сострадании модели, натуре, чувствует экспрессию, душу во всей природе, ансамбль нервно взвинченного чел-ка и такой же природы =» Мир скорбящий, неправильность, отчаянность. %картофель – демонические силы земли, мрачные краски.

Цветовой мазок – в нём жест художника, его присутствие, темперамент, вздрагивает рука. Он бросает комком цвета (псих).

Плоскость холста – на ней присутствует художник, композиция картины выражает чувства.

Поль Гоген – поехал на Гаити, чтобы найти нетронутую истинную цивилизацию. Концептуальное тв-во – плоские фигуры, пятна, обратная перспектива, знаковость, иносказательность, схема жизни, цвет тяготеет к чистоте, это уже миф.

В лит-ре резкое возрастание субъективного начала, на уровне повествования – отказ от позиции всевидения, резко возрастает роль точки зрения героя. Модификация теории точек зрения – открытый живой голос героя вытесняет повествователя =» Исповедальные формы. Роман сначала почти исчезает, затем возвращается - лирический роман с персонифицированным пов-лем, абсолютное внимание на голос героя. Такое повествование стремится стать потоком сознания. % Пруст, Джойс – нет грамматики, снятие объективной логики. Текучий образ чел-ка, теряется граница м/у пов-лем и героем % «Путешествие на край ночи». Возрастание роли субъективного начала – сильная тенденция. Всё текуче, непостижимо, тяготение к мифу, «всё во всём» - Джойс о мифе.

Сюрреализм (бергсоновский принцип) – одна из ярких форм, реализующая принцип галлюцинативного тв-ва. Выход за границы субъекта - ?. Сюрреализм – это уже безличность, объективная реальность, течёт через меня.