Порядок опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат ФС РФ

Классификация правовых актов по юридическому значению.

Классификация правовых актов по содержанию.

Понятия правового акта.

Тема 2. Законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах.

Правоохранительные органы.

 

Правоохранительные органы – государственный орган, наделенный правами и обязанностями по осуществлению правоохраны путём мер юридического принуждения, проводимых в определенной процессуальной форме.

 

Признаки правоохранительных органов: 1. их права и обязанности определены нормами права, 2. осуществляют свою деятельность путём применения мер юр. воздействия, 3. в особой процессуальной форме.

Правоохранительные организации. 1. Правоохранительные органы: суды; учреждения, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов; прокуратура; органы, должностные лица, признанные выявлять и расследовать преступления (следственные аппараты МВД, ФСБ, Госнаркоонтроля); органы дознания, органы осуществляющие оперативно-розыскную действия (органы противопожарной, таможенной служб). 2. Органы, содействующие правоохране: адвокатура; нотариат; частные охранные агентства.

 

Правовой акт - это властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права в отношении неограниченного круга лиц (нормативно-правовой акт) либо индивидуально определенных лиц (правовой акт индивидуального характера).

 

(по предмету регулирования)

Акты общего характера;

 

о судебной системе, судебной власти, правосудии, статусе судей, организационном обеспечении судебной деятельности.

 

о прокурорском надзоре и органах прокуратуры

 

о государственных органах обеспечения охраны порядка и безопасности: об органах внутренних дел, о Совете Безопасности РФ, ФСБ, СВР, о таможенных органах, органах налоговой службы;

 

об органах юстиции: Министерстве юстиции, Федеральной регистрационной службе, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральной службе судебных приставов;

 

о негосударственных организациях обеспечения правоохраны: нотариате, адвокатуре частных детективных и охранных службах.

(по юридической силе)

Конституция - основной закон государства. Конституция обладает высшей юридической силой.

Институт неприкосновенности личности включает следующие правомочия: право на жизнь, телесную неприкосновенность, половую свободу и их защиту государством (ст. 20, ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Конституции, гл. 16 УК), право человека на честь и достоинство, нравственную свободу, психическую неприкосновенность (ст. 21 Конституции РФ, ст. 9—11 УПК, ст. 127—130 УК), право человека на индивидуальную свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции, ст. 301, 302 УК) — полностью или частично реализуется в судопроизводстве.

Закрепленное Конституцией РФ право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ч. 1 ст. 23) включает ряд следующих полномочий: тайна интимной и иной личной жизни граждан (ст. 9 УПК) сохраняется при ведении уголовных дел; свобода уединения, свобода общения (ст. 46, 47 УПК); врачебная тайна (ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья); адвокатская тайна (ст. 8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»); соблюдение тайны усыновления (ст. 155 УК, ст. 273 ГПК) — принадлежит всем участникам процесса. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23 Конституции), проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц (ст. 25 Конституции) — допускается только на основании судебного решения.

К ним примыкает группа конституционно-процессуальных и уголовно-правовых конституционных прав личности (ст. 48—51, 54 Конституции), обязанность защищать которые, как и перечисленные личные права и свободы граждан улежит на всех государственных органах, в том числе и на правоохранительных как части государственного аппарата.

Большинство принципов правосудия (осуществление правосудия только судом, презумпция невиновности, независимость судей, участие граждан в осуществлении правосудия и др.) получили свое развитие в других законах.

Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 1 ст. 15). Прямое действие Конституции РФ обязывает суды, другие государственные органы обосновывать свои акты и действия, прежде всего, ее нормами.

 

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ (ст. 56, 65, 66, 70, 76, 84, 87, 88, 103, 108, 114, 118, 128, 135, 136, 137). Чаще всего они носят комплексный характер. Некоторые из них уже приняты, например, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, об арбитражных судах, о военных судах, о чрезвычайном положении.

 

Федеральные законы РФ, которые по своей значимости и сфере регулирования правоохранительной деятельности существенно различаются, но ко всем им предъявляется общее требование — они не должны противоречить Конституции РФ (ч..1 ст. 15). К ним относятся отраслевые кодексы — АПК, ГПК, ТК, КоАП, УИК, УК, УПК, а также такие законы комплексного характера, как о милиции, о прокуратуре, о статусе судей, Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

 

Законы субъектов РФ. Пределы полномочий законодательных органов субъектов РФ в регулировании правоохранительной деятельности значительно уже. Они ограничены компетенцией субъектов в данной сфере. Так, они вправе издавать законы, дополняющие и развивающие указанные основы законодательства о нотариате или по вопросам организации адвокатуры.

 

Указы и распоряжения Президента РФ. В отличие от закона, который всегда является нормативным правовым актом, указы Президента РФ могут носить и ненормативный характер. Они занимают главенствующее место среди подзаконных актов, ибо в соответствии с Конституцией РФ Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Нормативные указы Президента РФ — подзаконные акты и, согласно ч. 1 ст. 15 и ч. 3 ст. 90 Конституции РФ, не должны противоречить ей и федеральным законам. Чаще всего применительно к рассматриваемой сфере правового регулирования Президент РФ принимает указы в целях обеспечения тех или иных законов, регулирующих деятельность тех правоохранительных органов, которые входят в состав исполнительной ветви власти.

 

Постановления Правительства РФ. Правительство вправе регламентировать только те вопросы, которые отнесены к его компетенции актами более высокого уровня. Согласно ст. 115 Конституции РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных актов Президента РФ. К примеру, постановлением Правительства РФ №534 от 22.08.2005 было утверждено Положение об оказании бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам.

 

Решения коллегий, приказы, инструкции, постановления, издаваемые Генеральным прокурором, федеральными органами исполнительной власти и др. Они касаются конкретизации действий сотрудников этих органов при применении каких-либо норм закона.

 

Решения Конституционного Суда РФ, которые обязательны на всей территории РФ и для всех органов государственной власти и должностных лиц. Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права, воздерживаясь от исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов. Его решения могут повлечь за собой утрату силы правового акта, противоречащего Конституции РФ. Такое решение может коснуться и нормативного правового акта, регламентирующего правоохранительную деятельность.

 

Разъяснения по вопросам судебной практики, сделанные Верховным Судом РФ.

В правоохранительной деятельности, в том числе и при отправлении правосудия, нередки затруднения в применении норм закона. Верховный Суд РФ изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику. В соответствии со ст. 126 Конституции РФ на него возложена обязанность по даче разъяснений по вопросам судебной практики. Они имеют существенное значение как для правосудия, так и для органов расследования, прокуроров. В этом можно убедиться, ознакомившись с постановлениями Пленума Верховного Суда РФ, например, от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», от 27 января и 11 июня 1999 г. «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК)», «О практике назначения судами уголовного наказания» и др.

Наконец, еще одно важное обстоятельство в связи с рассматриваемым вопросом.

 

Международные договоры России (например, о правовой помощи по уголовным делам — о порядке сношения судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими учреждениями иностранных государств), наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права, являются в соответствии с российской Конституцией (ч. 4 ст. 15) составной частью правовой системы РФ (в большинстве случаев они нашли отражение в законодательстве о правоохранительной деятельности). Это означает, что в случае расхождения закона и иного нормативного акта с международным договором, в котором участвует РФ, или с общепризнанными нормами международного права применяются правила, установленные этими нормами или договором.

 

Нормативные акты (ФЗ, ФКЗ) подлежат опубликования в течение 7 дней после подписания Президентом. ФЗ и ФКЗ вступают одновременно на всей территории РФ по истечению 10 дней после опубликования, если иное не установлено законом. В соответствие с Конституцией на территории РФ не подлежат вступлению в силу неопубликованные законы. Законы публикуются в «Российской газете», «Парламентской газете» и в «СЗ РФ». Датой официального опубликования в соответствии с решением КС РФ считается дата опубликования НПА в «Российской газете» или в «Парламентской газете».