Понятие товара и услуги при сертификации.

Сущность качества, показатель качества.

Качество продукции – это совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригодность для удовлетворения определённых потребностей в соответствии с её назначением. Показатель качества – количественная оценка одного или нескольких свойств продукции, входящих в её качество и рассматриваемая применительно к определённым условиям её создание, эксплуатации и применения. Показатели качества могут быть безразмерными или выражаться в различных единицах. Требования к качеству весьма широки и могут быть разделены на подгруппы: требования по назначению, по безопасности, по эстетичности, по ресурсосбережению, по технологичности, надёжности и долговечности, по экологичности и т.д.

 

Товар – это любая вещь, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору куплипродажи. Товар – это всё, что может удовлетворить потребности и нужды и предлагается на рынке с целью привлечения внимания, приобретения, использования, потребления. Услуга – это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя. Товар и услуга обладают совокупностью отличительных свойств, которые принято называть характеристиками. Характеристики могут быть качественные (запах, цвет, состав и т.д.) и количественные (размеры, масса, скорость и т.д.). Требования – это потребности, которые испытывают и стремятся удовлетворить потребитель товаров и услуг. Иерархия требований: 0 – материальные (пища, одежда, кров); 1 – потребности в комфорте (социальные); 2 – интеллектуальные (творчество) – самовыражение.

 

28) Основные понятия сертификации.

К объектам сертификации относятся продукция, системы качества, предприятия, услуги, системы качества, персонал, рабочие места и др. В сертификации продукции, услуг и иных объектов участвуют первая, вторая и третья стороны. Первая сторона - интересы поставщиков. Вторая сторона - интересы покупателей.Третья сторона - это лицо или органы, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе (ИСО\МЭК2). Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер. Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утверждается Правительством РФ.

Сертификация - это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавцы, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям (закон РФ от 10.06.1993г № 5151-1 "О сертификации продукции и услуг").

Система сертификации - совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе (правила по проведению сертификации в РФ). Система сертификации формируется на национальном (федеральном), региональном и международном уровне. В нашей стране система сертификации создается специально уполномоченными на это органами исполнительной власти по стандартам России: ГОСТР, Министерство Здравоохранения РФ, ГосКом РФ по связи и информатизации (ГосКомСвязи) и пр. Система сертификации государственного стандарта России охватывает область народного потребления и услуги. Сертификат соответствия - это документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям (закон РФ «О сертификации продукции и услуг»). Декларация о соответствии - это документ, в котором изготовитель (продавец исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям. Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии устанавливается постановлением правительства РФ. Декларация о соответствии имеет юридическую силу наравне с сертификатом соответствия. Кроме сертификата соответствия и декларации соответствия существует знак соответствия. Знак соответствия - это зарегистрированный в установленном порядке знак, которым подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям. Цели сертификации: содействие потребителю в компетентном выборе продукции (услуги); защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); контроль безопасности продукции (услуги, работы) для определенной среды, жизни, здоровья и имущества; подтверждение показателей качества продукции (услуги, работы), заявленных изготовителем (исполнителем) создание условий для деятельности организации и предпринимателей на едином товарном рынке РФ, а также для участия в международном экономическом научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.