Методы бухгалтерского учета.

1. Бухгалтерская документация – письменные свидетельства о совершенной хозяйственной операции, придающие юридическую силу данным бухгалтерского учета. Документы являются:

1) Письменным распоряжением на выполнение каких-либо хозяйственных операций;

2) Письменным подтверждением совершения хозяйственной операции (распорядительный документ - расходный кассовый ордер, положительный – приходный кассовый ордер);

К учету принимаются только правильно оформленные документы, то есть те, в которых заполнены все реквизиты (к таковым относятся – наименование, дата совершения операции, ее содержание, количественные и стоимостные измерители, подписи ответственных лиц)

Первоочередное требование к документам: своевременность составления, полнота и достоверность информации, обеспечивающие возможность предварительного и текущего контроля. При получении документы должна быть проверена:

1) Полнота его содержания – формальная проверка;

2) Счетная проверка – арифметическая проверка;

3) Логическая проверка – проверка по существу.

 

Документооборот- движение документов организации с момента их создания или получения до завершения исполнения (отправка по назначению, направление в дело (архивирование)).

В бухгалтерском учете существует 5 основных этапов документооборота:

1. Составление документа;

2. Передача в бухгалтерию;

3. Проверка принятых документов бухгалтером;

4. Обработка документов в бухгалтерии (таксировка, группировка, контировка (указание в первичном документе корреспонденции счетов));

5. Сдача документа на хранение в архив.

График документооборота –схема, которая описывает движение первичных документов на предприятии от момента их создания (получения) до момента передачи на хранение. Как правило излагается отдельным приказом, подписывается директором (создается главным бухгалтером).

 

2. Инвентаризация – проверка фактического наличия средств предприятия с их документальным учетом. Инвентаризация или подтверждает данные бухгалтерского учета или выявляет неучтенные ценности и допущенные потери (хищения, недостачи), поэтому с ее помощью контролируется сохранность материальной ценности и т.д., проверяется полнота и достоверность бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится в соответствии с «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» 13.06.1995 года.

3. Оценка – способ выражения объекта бухгалтерского учета в обобщенном стоимостном измерителе.

4. Калькуляция – способ или метод исчисления себестоимости.

5. Бухгалтерская отчетность (ПБУ 4/99) – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения, пояснительная записка.

Первичная документация ---- учетные регистры (УР) ---- бухгалтерская отчетность

6. Бухгалтерский баланс – способ обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия и их источников на определенную дату. Баланс по своему строению представляет собой двустороннюю таблицу, левая сторона которой называется актив, правая сторона называется пассив. В активе предприятия имущество предприятия по составу и размещению. 1 раздел актива – внеоборотные активы, 2 – оборотные активы. В пассиве представлена информация об источниках формирования имущества предприятия, то есть капитал организации. 3 раздел – капитал и резервы, представляет величину собственного капитала. 4 – величина обязательств предприятия, это заемные источники, «долгосрочные обязательства». 5 – краткосрочные обязательства (заемный).

Актив Пассив
1. Внеоборотные активы 2. Оборотные активы 3. Капитал и резервы 4. Долгосрочные обязательства 5. Краткосрочные обязательства
Баланс Баланс

Основным элементом бухгалтерского баланса является бухгалтерская статья, которая соответствует конкретному виду имущества, либо источнику. Балансовые статьи объединяются в группы – это разделы баланса. Для отражения состояний средств в балансе предусмотрены графы для цифровых показателей на начало и конец отчетного периода. Баланс в переводе с латинского языка означает «двухчашечные весы» и употребляется как символ равновесия, равенства, поэтому в нем должно присутствовать обязательное равенство итогов. В балансе сумма статей актива (рассчитывается отдельной строчкой актива и называется «баланс») равняется сумме статей пассива.

7. Счета бухгалтерского учета – способ текущего учета и контроля хозяйственной деятельности. Счета предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций. На каждый вид хозяйственных средств открывается отдельный счет. Формирование учетных регистров и отражает суть работы счетов.

Нематериальные активы – объекты долгосрочного пользования, не имеющие физическое основы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход: права пользования патентами, ноу-хау, программными продуктами, товарные знаки. Переносят свою стоимость на создаваемый продукт не сразу, а постепенно, по мере амортизации.

Основные средства – имущество со сроком полезного использования более одного года (средства труда). Основные средства участвуют в процессе производства длительное время, сохраняя при этом натуральную форму. Их стоимость переносится на создаваемую продукцию не сразу, а постепенно, частями, по мере износа.

Посмотреть лекции по экономике, учебники. ?? нематериальные активы: что относится, критерии признания, варианты начисления амортизации. Основные средства, критерии признания, варианты оценки, начисление износа. Найти, вспомнить!!!

Вызубрить! Методы бухгалтерского учета.

 

Каждый счет имеет свой номер (№), наименование счета

ДЕбет САльдо – сумма средств предприятия на начало отчетного периода 1, 2.+ запись хозяйственных операций, вызывающих увеличение счета. КрЕдит 3,4 – запись хозяйственных операций, вызывающих уменьшение счета
Итого по Дебету (Ид) – сумма хозяйственных операций по дебету счета: 1+2 Итог Кредитовый (Ик) – сумма хозяйственных операций по кредиту счета: 3+4
Сальдо конечное (Ск)= Сн(сальдо на начало периода) + Ид - Ик

 

Все счета в бухгалтерском учете делятся на активные, пассивные, активно-пассивные. Свое название они получили от наименования сторон баланса и отражают их содержание. Активные счета предназначены для учета средств предприятия по составу и размещению. На пассивных счетах ведется учет об источниках образования имущества.

Пассивный счет.

№, наименование

Дебет Кредит
1, 2 – хозяйственные операции, вызываюшие уменьшение счета Сн – сумма источников образования имущества на начало периода 3, 4, 5 + хозяйственные операции вызывающие увеличение счет
Ид = 1+2 Ик = 3+4+5 Ск = Сн + Ик – Ид

 

Схема активно-пассивного счета

№76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Дебет Кредит
Сн – Дз (дебиторская задолженность) 1. – Дз возникновение или увеличение кредиторской задолженности должны отразить 2. + Кз
Ск = Дз Ск = Кз

Классификация имущества по составу и размещению, методы

 

Двойная запись – одновременная запись одной и той же суммы по дебету одного и кредиту другого счета. Когда какая-нибудь операция вызывает изменение данных на двух счетах бухгалтерского учета, то говорят, что эти счета корреспондируют друг с другом. Корреспонденции записываются на счетах дважды: по дебету одного счета и кредиту другого.