Общая характеристика затрат на производство и реализацию продукции

Анализ эффективности стимулирования трудовых ресурсов

Стимулирование трудовых ресурсов включает систему оплаты тру­да, поощрения, различные виды социальных льгот и выплат. Традиционная тарифная система оплаты труда и ключевые элементы ее организации в виде гарантированных ставок и должностных окладов пришли в противоречие с рыночными условиями хозяйствования и не только не выполняют стимулирующей роли в повышении результативности труда и производства, но и сдерживают эти процессы. Различного рода премии, доплаты и надбавки преврати­лись в механическую прибавку к тарифным ставкам и окладам, слабо увязываются с конечными результатами деятельности предприятия.

Опережающие темпы роста производительности труда по срав­нению с темпами повышения заработной платы должны обеспечивать реализацию ее стимулирующей роли. Мера, качество, напряжённость и интенсивность труда должны соответствовать его оплате.

Основная цель системы стимулирования труда – реализация интересов предприятия, к которым относятся повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции, интенсификация сбыта. Но для достижения этого требуется согласование интересов предприятия и интересов работников (признание результатов их труда, причем не только в материальном выражении, возможность самореализации).

 

 


 

Тема 6: Анализ затрат на производство и реализацию продукции

 

1. Общая характеристика затрат на производство и реализацию

продукции

2. Анализ динамики обобщенных показателей и факторов

3. Анализ затрат на рубль товарной продукции

4. Анализ прямых материальных и трудовых затрат, анализ косвенных

затрат

5. Диагностика затрат на производство и реализацию продукции

 

Совокупность затрат на производство и реализацию продукции включается в бюджет расходов и определяет структуру себестоимо­сти продукции (работ, услуг). В составе себестоимости различают группы затрат, которые детализируются по отдельным видам зат­рат.

Финансо­во-хозяйственная деятельность предприятия в зависимости от структуры затрат на производство и реализацию продукции делится на

- материалоемкую,

- фондоемкую,

- трудоемкую,

- энергоемкую.

Структура себестоимости и ее величина оказывают прямое влияние на прибыль, размер и уровень цен, экономическую эффективность отдельных организационно-экономических и технических мероприятий.

В рамках диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия выполняется расчет влияния каждого фактора на се­бестоимость продукции. При этом факторы делятся на группы:

- прямо зависящие от работы предприятия (снижение расхода сырья, материалов, топлива и электроэнергии на единицу продук­ции, изменение структуры потребляемых сырья, материалов, топли­ва и электроэнергии; улучшение использования основных фондов);

- не зависящие от работы предприятия (природно-климатические условия и месторасположение предприятия, емкость сырьевой балы, размещение производственных участков, цехов, комплексов).

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет исключительно важное значение. Он позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

В основе анализа производственных затрат лежит их классификация по тому или иному признаку или нескольким признакам одновременно.

 

В зависимости от классификации затрат по отношению к объему производства общие суммарные затраты на производство продукции можно представить виде следующей формулы:

З = А + В · VВП

где А – сумма постоянных расходов,

В – ставка переменных расходов на единицу продукции,

VВП – объем производства продукции.

Источники информации:

- данные статистической отчётности,

- ф. №5-з,

- "Отчёт о затратах на производство и реализацию продукции»

- данные бухгалтерского учёта: синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции и пр.