Выдача коносамента (продолжение).
Классический оборот коносамента.
Коносамента.
От чего зависит оборачиваемость
Она зависит от того ,как в самом коносаменте обозначен получатель груза.
I. Именной:
он не оборотный. Цессия ─ переуступка прав требования. Можно ее оформить и приложить к коносаменту: таким образом его можно передать другому лицу.
Для чего нужен:
а) для промышленных грузов;
б) личных вещей;
в) некоммерческих грузов (выставки);
г) особо ценных грузов.
По своим свойствам близок к морской накладной.
II. Предъявительский: при предъявлении коносамента груз может быть выдан кому угодно.
III. Ордерный: указывается имя получателя: «To order». Если просто «to order» ─ то подразумевается грузоотправитель. Приказодатель ─ имеет право приказать, кому выдать груз. Этот приказ делается письменно (на коносаменте).
Подпись известна в банке, где будут получать деньги.
Индоссамент ─ письменный приказ (такие же, как и коносаменты:
─ именной: однозначно указывается кто имеет право получить (и он больше не имеет права передавать);
─ бланковый: содержит только подпись: можно вписать имя ─ будет именным;
─ ордерный: по приказу другого лица.
Индоссаменты: из левого верхнего в нижний правый угол. Желательным является дата. законным будет тот, в чью пользу позже сделана идоссаментная надпись.
Эта цепочка (индоссамент) должна быть непрерывной. Можно зачеркнуть.
I этап: покупатель и продавец договариваются между собой. Когда товар готов к отгрузке, покупатель должен открыть безотзывной аккредитив на имя продавца на сумму стоимости товара.
CIF ─ это вариант, где продавец подготавливает товар и пересылает документы получателю.
Отгружать товар до получения подтверждения об открытии аккредитива ─ рискованно.
Коносамент должен быть выдан в разумные сроки после погрузки (24 часа).
- коносамент должен быть датирован датой окончания погрузки, а не подписи;
- нельзя выдавать коносамент в процессе погрузки.
Stern ─ опоздавший коносамент.
Коносамент выдается в нескольких оригиналах по просьбе грузоотправителя. Зачем три: для безопасности.
Количество оригиналов ─ обязательный реквизит. Жульничество ─ если выдано больше, чем написано.
Капитанские копии: это копия коносамента, подписанная капитаном + печать. Эта заверенная копия (нужна для таможни).
Коносамент выписывается на основании письменного заявления грузоотправителя на основании штурманской расписки.
Кто подписывает коносамент: перевозчик или его представитель. Представителем перевозчика является капитан ─ он получает право по должности.
Когда пароход отдают в тайм чартер ─ капитан подписывает коносамент от имени фрахтователя.
Агент получает возможность подписывать коносамент по договору (это в линейном судоходстве).
Трамповый агент ─ на основании письменной доверенности. Любая подпись. Это плохо: а) агент работает на фрахтователя;
б) может подписать без нашего ведома.
I этап: возникновение коносамента (продолжение):
Коносамент выдается на основании штурманской расписки. Выдавать коносамент транспортному агенту, номинированному фрахтователем ─ опасно.
Обменный коносамент: ранее выданный комплект может быть заменен на новый комплект ─ обменный.
Это нужно для:
1. если делаются исправления (контейнер ─ таможня);
2. при изменении обстоятельств (порт выгрузки);
3. жульничество (в нем меняются реквизиты, которые не могут изменится).
Если агент самовольно меняет что-то в коносаменте, против него может быть возбужден иск.
Новый комплект коносаментов может быть выдан только в обмен на полный старый.
Нельзя, чтобы в обороте было несколько ценных бумаг на одну ценность.
II этап: передача коносамента исполнительному банку.
Исполнительный банк собирает комплект документов:
─ коносамент;
─ инвойс;
─ др. док.;
─ страховой полис.
Коносамент индоссируется в пользу банка.
Для полных гарантий банку нужен: полный комплект коносаментов ( чтобы не было других держателей) с бланковой передаточной подписью (чтобы банку не индоссировать).
Владельческий слуга ─ капитан.
Банк принимает комплект документов в качестве залогодержателя.
Получив залог, он оплачивает с аккредитива всю сумму против коносамента.
Это плохо, т.к. капитан вовлекается во внешнеторговую сделку (охраняет груз).
Оплачивая товар с аккредитива банк несет два рода рисков:
1. риск неправильного исполнения аккредитивного поручения: если к нему (БЭ) придут документы (включая коносамент) с ошибкой ─ он может отказаться. Поэтому банк тщательно проверяет все формальности.
Источники проверки:
1) «Унифицированные правила и обычаи относительно документарных аккредитивов»;
2) м является сам аккредитив.
2. банк проверяет документы только по формальным признакам: банк не несет информации за написанные факты.
Банк проверяет:
а) комплектность документов: все ли документы и относятся ли к одной и той же сделке. Для того .чтобы было легче сверить, банки требуют внести в коносамент номер аккредитива и № счета (letter of credit);
б) абсолютное и полное совпадение наименования груза в аккредитиве, коносаменте и других документах.
Возникновение названия груза: з/к ─ поручение ─ порт ─ должен совпасть с названием в аккредитиве.
По ненадежным товарам банк требует покрытого аккредитива.
На проверку документов в банке требуется 5 банковских дней.
III этап: авиапочтой БИ пересылает коносамент БЭ.
В специальном бланке пишется адрес, по которому извещают о прибытии груза.
IV этап: покупатель приходит в банк и оплачивает кредит.
V этап: груз выдается только в обмен на оригинал коносамента (достаточно одного оригинала ─ все остальные теряют силу).
Полезность коносамента для перевозчика:
1. исключение ошибки;
2. при выдаче коносамента создавалась презумпция, что так груз получен. При выдаче груза ─ если нет акта о повреждениях, то считается, что груз выдан в соответствии с коносаментом.
Два варианта выдачи груза без коносамента:
I. Можно выдать против безотзывной гарантии крупного (первоклассного) банка под 200% залог.
II. (только в трампе)Под гарантию фрахтователя, выписанную по форме клуба P&I.
Пути передачи коносамента:
- Капитанская почта: коносамент выдается обычным порядком.
- капитан вовлекается в несвойственные ему функции и несет несвойственную ему ответственность;
- если хотя бы один оригинал идет капитанской почтой, то должна быть подпись: один коносамент идет капитанской почтой и по нему может быть выдан груз.
- Коносамент «рождается» в порту выгрузки.
- Коносамент остается в порту ─ вручается судоходной компании ─ она радиограммирует о выдаче груза.