Выдача коносамента (продолжение).

Классический оборот коносамента.

Коносамента.

От чего зависит оборачиваемость

Она зависит от того ,как в самом коносаменте обозначен получатель груза.

I. Именной:

он не оборотный. Цессия ─ переуступка прав требования. Можно ее оформить и приложить к коносаменту: таким образом его можно передать другому лицу.

 

Для чего нужен:

а) для промышленных грузов;

б) личных вещей;

в) некоммерческих грузов (выставки);

г) особо ценных грузов.

По своим свойствам близок к морской накладной.

II. Предъявительский: при предъявлении коносамента груз может быть выдан кому угодно.

III. Ордерный: указывается имя получателя: «To order». Если просто «to order» ─ то подразумевается грузоотправитель. Приказодатель ─ имеет право приказать, кому выдать груз. Этот приказ делается письменно (на коносаменте).

Подпись известна в банке, где будут получать деньги.

 

Индоссамент ─ письменный приказ (такие же, как и коносаменты:

─ именной: однозначно указывается кто имеет право получить (и он больше не имеет права передавать);

─ бланковый: содержит только подпись: можно вписать имя ─ будет именным;

─ ордерный: по приказу другого лица.

 

Индоссаменты: из левого верхнего в нижний правый угол. Желательным является дата. законным будет тот, в чью пользу позже сделана идоссаментная надпись.

Эта цепочка (индоссамент) должна быть непрерывной. Можно зачеркнуть.

 

I этап: покупатель и продавец договариваются между собой. Когда товар готов к отгрузке, покупатель должен открыть безотзывной аккредитив на имя продавца на сумму стоимости товара.

 

 
 

 

 


CIF ─ это вариант, где продавец подготавливает товар и пересылает документы получателю.

 

Отгружать товар до получения подтверждения об открытии аккредитива ─ рискованно.

 

Коносамент должен быть выдан в разумные сроки после погрузки (24 часа).

  1. коносамент должен быть датирован датой окончания погрузки, а не подписи;
  2. нельзя выдавать коносамент в процессе погрузки.

 

Stern ─ опоздавший коносамент.

 

Коносамент выдается в нескольких оригиналах по просьбе грузоотправителя. Зачем три: для безопасности.

 

Количество оригиналов ─ обязательный реквизит. Жульничество ─ если выдано больше, чем написано.

 

Капитанские копии: это копия коносамента, подписанная капитаном + печать. Эта заверенная копия (нужна для таможни).

 

Коносамент выписывается на основании письменного заявления грузоотправителя на основании штурманской расписки.

 

Кто подписывает коносамент: перевозчик или его представитель. Представителем перевозчика является капитан ─ он получает право по должности.

Когда пароход отдают в тайм чартер ─ капитан подписывает коносамент от имени фрахтователя.

 

Агент получает возможность подписывать коносамент по договору (это в линейном судоходстве).

Трамповый агент ─ на основании письменной доверенности. Любая подпись. Это плохо: а) агент работает на фрахтователя;

б) может подписать без нашего ведома.

I этап: возникновение коносамента (продолжение):

 
 

 

 


Коносамент выдается на основании штурманской расписки. Выдавать коносамент транспортному агенту, номинированному фрахтователем ─ опасно.

 

Обменный коносамент: ранее выданный комплект может быть заменен на новый комплект ─ обменный.

Это нужно для:

1. если делаются исправления (контейнер ─ таможня);

2. при изменении обстоятельств (порт выгрузки);

3. жульничество (в нем меняются реквизиты, которые не могут изменится).

 

Если агент самовольно меняет что-то в коносаменте, против него может быть возбужден иск.

 

Новый комплект коносаментов может быть выдан только в обмен на полный старый.

 

Нельзя, чтобы в обороте было несколько ценных бумаг на одну ценность.

 

II этап: передача коносамента исполнительному банку.

Исполнительный банк собирает комплект документов:

─ коносамент;

─ инвойс;

─ др. док.;

─ страховой полис.

 

Коносамент индоссируется в пользу банка.

 

Для полных гарантий банку нужен: полный комплект коносаментов ( чтобы не было других держателей) с бланковой передаточной подписью (чтобы банку не индоссировать).

 

Владельческий слуга ─ капитан.

 

Банк принимает комплект документов в качестве залогодержателя.

 

Получив залог, он оплачивает с аккредитива всю сумму против коносамента.

Это плохо, т.к. капитан вовлекается во внешнеторговую сделку (охраняет груз).

 

 

Оплачивая товар с аккредитива банк несет два рода рисков:

1. риск неправильного исполнения аккредитивного поручения: если к нему (БЭ) придут документы (включая коносамент) с ошибкой ─ он может отказаться. Поэтому банк тщательно проверяет все формальности.

Источники проверки:

1) «Унифицированные правила и обычаи относительно документарных аккредитивов»;

2) м является сам аккредитив.

2. банк проверяет документы только по формальным признакам: банк не несет информации за написанные факты.

Банк проверяет:

а) комплектность документов: все ли документы и относятся ли к одной и той же сделке. Для того .чтобы было легче сверить, банки требуют внести в коносамент номер аккредитива и № счета (letter of credit);

б) абсолютное и полное совпадение наименования груза в аккредитиве, коносаменте и других документах.

 

Возникновение названия груза: з/к ─ поручение ─ порт ─ должен совпасть с названием в аккредитиве.

 

По ненадежным товарам банк требует покрытого аккредитива.

На проверку документов в банке требуется 5 банковских дней.

 

III этап: авиапочтой БИ пересылает коносамент БЭ.

 

В специальном бланке пишется адрес, по которому извещают о прибытии груза.

 

IV этап: покупатель приходит в банк и оплачивает кредит.

V этап: груз выдается только в обмен на оригинал коносамента (достаточно одного оригинала ─ все остальные теряют силу).

 

Полезность коносамента для перевозчика:

1. исключение ошибки;

2. при выдаче коносамента создавалась презумпция, что так груз получен. При выдаче груза ─ если нет акта о повреждениях, то считается, что груз выдан в соответствии с коносаментом.

 

Два варианта выдачи груза без коносамента:

I. Можно выдать против безотзывной гарантии крупного (первоклассного) банка под 200% залог.

II. (только в трампе)Под гарантию фрахтователя, выписанную по форме клуба P&I.

 

Пути передачи коносамента:

  1. Капитанская почта: коносамент выдается обычным порядком.
    1. капитан вовлекается в несвойственные ему функции и несет несвойственную ему ответственность;
    2. если хотя бы один оригинал идет капитанской почтой, то должна быть подпись: один коносамент идет капитанской почтой и по нему может быть выдан груз.
  2. Коносамент «рождается» в порту выгрузки.
  3. Коносамент остается в порту ─ вручается судоходной компании ─ она радиограммирует о выдаче груза.