Профессиональная этика.
Э́тика — (греч. ἠθικόν, от др. греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни. |
Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. |
Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают:
а) профессиональную солидарность;
б) особое понимание долга и чести;
в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.
Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах — требованиях по отношению к специалистам.
Профессиональные этики, как правило, касаются лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, т.е. последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика)
Фармацевтическая этика– это совокупность неформальных норм нравственного поведения фармацевтических работников при выполнении ими своих обязанностей по отношению к обществу, конкретному пациенту, друг другу, контактным группам людей (медицинские работники, контролирующие органы и др.). |
Фармацевтическая этика включает в себя учение о долге фармацевтического работника – фармацевтическую деонтологию и учение о моральных ценностях - аксиологию.
Впервые в России требования профессиональной этики нашли свое отражение в Аптекарском уставе 1789 г. В частности, в нем отмечалось: "Аптекарь, яко добрый гражданин, верно хранящий присяжную должность, повинен быть искусен, честен, совестен, благоразумен, трезв. Прилежен, во всякое время присутственен и исполняющий звание свое всеобщему благу соответственно".
Руководствуясь принципами гуманизма и милосердия, основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, документами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Международной фармацевтической федерации (FIP - Federation International Pharmaceutical), а также осознавая высокую роль и моральную ответственность специалистов фармацевтической профессии перед обществом за свою деятельность, Российская фармацевтическая ассоциация приняла в 1995 г. Этический кодекс российского фармацевта. Кодекс включает 12 статей, определяющих главную цель, условие и принципы профессиональной деятельности фармацевтического работника, основными из которых являются:
· соответствие деятельности требованиям профессионального долга и этики, интересам пациентов и потребностям защиты жизни и здоровья каждого человека вне зависимости от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, социального статуса, религиозных и политических убеждений;
· поддержание высокого профессионального уровня;
· ответственность за качество лекарственной помощи, информирование врачей и больных об истинной ценности лекарств;
· профессиональная независимость;
· содействие в выборе, назначении и применении лекарственных средств;
· корректное поведение по отношению к коллегам;
· сохранение уважения, благодарности и обязательств по отношению к тем, кто научил избранной специальности;
· консолидация фармацевтического сообщества;
· несовместимость с избранной профессией злоупотреблений знаниями и положением.
В 1997 г. на совещании ВОЗ с участием представителей FIP по проблеме "Подготовка будущих фармацевтов: разработка учебных программ" (Ванкувер, Канада) были сформулированы современные требования к специалистам отрасли, получившие название "Фармацевт 7 звездочек", которые также отражают значимость личностных характеристик. Согласно этим требованиям фармацевт (провизор):
· работник системы здравоохранения, член команды;
· способен принимать ответственные решения;
· специалист по коммуникации, посредник между врачом и пациентом;
· готов к лидерству в интересах общества;
· руководитель, способный управлять ресурсами и информацией;
· готов учиться всю жизнь;
· наставник, участвующий в подготовке молодых фармацевтов (провизоров).
Вопросы:
- Что такое профессионально-важное качество личности? Какие виды ПВК вы знаете?
- Что такое профессионализация? Опишите фазы развития профессионала.
- Что такое профессиональная этика? Для чего она нужна?
- Дайте определение фармацевтической этики. Что такое этический кодекс фармацевта?
Рекомендуемая литература
- Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учеб. для студ. сред. мед. учеб. заведений / Н.Н. Петрова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
- Копасова В.Н. Справочник фармацевта: эффективные техники продаж / В.Н. Копасова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.