Формирование личности профессионала.

Тема 5.1. Профессиональное общение

План лекции:

  1. Формирование личности профессионала
  2. Профессиональная этика
Профессионально важные качества (ПВК) — это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для реализации этой деятельности на нормативно заданном уровне.

 

Согласно А. В. Карпову, профессионально важные качества (ПВК) делятся на 4 основные группы, образующие в своей совокупности структуру профессиональной пригодности:

  • абсолютные ПВК — свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном, среднем уровне;
  • относительные ПВК, определяющие возможность достижения субъектом высоких («наднормативных») количественных и качественных показателей деятельности («ПВК мастерства»);
  • мотивационная готовность к реализации той или иной деятельности. Доказано, что высокая мотивация может существенно компенсировать недостаточный уровень развития многих иных ПВК (но не наоборот);
  • анти-ПВК: свойства, которые противоречат тому или иному виду профессиональной деятельности. Структура профессиональной пригодности предполагает минимальный уровень их развития или даже отсутствие.

 

Проблема формирования личности профессионала является комплексной и включает психологические, физиологические, социальные и медицинские аспекты. Центральным понятием в данной проблеме является профессионализация личности.

Профессионализация отражает процесс формирования специфических видов трудовой активности личности на основе развития и структурирования совокупности её профессионально-ориентированных характеристик, обеспечивающих реализацию функций познания, общения и регуляции в конкретных видах трудовой деятельности и на этапах профессионального пути.

 

Е. А. Климов выделяет основные фазы развития, стадии жизненного пути профессионала.

1. Фаза оптанта, или оптации (осознанная подготовка к труду, планированного профессионального жизненного пути). Это период, когда человек озабочен вопросами выбора или вынужденной перемены профессии и делает этот выбор.

2. Фаза адепта. Человек выбрал учебное заведение или форму обучения и уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий её. В это время происходит овладение специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми и важными для будущей профессиональной деятельности, развиваются профессионально важные личные качества, формируется профессиональная пригодность.

3. Фаза адаптанта (или фаза адаптации, «привыкания» молодого специалиста к работе). Как бы хорошо ни был положен процесс подготовки того или иного профессионала в учебном заведении, он никогда не подходит к производственной работе. Даже квалификационный человек на новом месте нуждается в определённом периоде привыкания к новым условиям.

4. Фаза интернала. Опытный работник, который любит своё дело и может вполне самостоятельно, всё более надёжно и успешно справляться с основными профессиональными функциями на данном трудовом посту.

5. Фаза мастерства. Работник может решать и простые и самые трудные профессиональные задачи. Он выделяется или какими-то специальными качествами, умением или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим. Он приобрёл свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, и он имеет основания считать себя в чём-то незаменимым работником. Обычно он уже имеет непрерывные формальные показатели квалификации (разряд, звание и т. д.)

6. Фаза авторитета. Это мастер своего дела, уже хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за его пределами. С его мнением заметно считаются и коллеги и руководители.

7. Фаза наставника. Авторитетный мастер своего дела в любой профессии приобретает единомышленников, подражателей, перенимателей опыта, учеников, последователей. И это одно из обстоятельств, которые делают его жизнь наполненной осмысленной перспективы.

 

Схема.

    мастер авторитет наставник
    интернал  
  адепт адаптант  
оптант  
             

 

 

Нарушения профессионального развития.

Профессиональное развитие может носить и нисходящий характер. Проявлениями негативного влияния на личность является появление самых разных профессиональных деформаций или специфических состояний таких, например, как феномен психического выгорания.

Профессиональная деформация личности – всякое изменение, вызванное профессией, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер. Деформации могут подвергнуться мотивационные (чрезмерная увлечённость к. х. проф. сферой при снижении интереса к другим – трудоголизм), познавательные компоненты структуры субъекта деятельности (человек ограничивает сферу своих познаний только теми, которые необходимы ему для эффективного выполнения своих обязанностей, демонстрируя при этом полную неосведомлённость в других областях; проявление профессиональных стереотипов и установок) и сфера его индивидуально-личностных особенностей (перенос профессиональных качеств в сферу межличностных отношений).

Феномен психического выгорания – профессиональный синдром, включающий эмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. Редукция профессиональных достижений представляет собой возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.