Понятие и структура коммуникативного процесса.

Тема 3.2. Общение как коммуникация

План лекции:

  1. Понятие и структура коммуникативного процесса
  2. Этапы коммуникационного процесса
  3. Средства общения

 

 

Проявление интереса к проблеме коммуникации в XX веке наблюдалось и за пределами языкознания и психологии, и даже не только в новых их отраслях, возникших во второй половине столетия, психолингвистике и социолингвистике. В телефонии, телеграфии, радио и другой связи этот интерес первоначально носил сугубо практический характер «улучшения» коммуникации. В дальнейшем, проблема моделирования взаимосвязи, как машины с машиной, так и человека с человеком, и человека с машиной стала предметом рассмотрения кибернетики как науки об управлении и теории искусственного интеллекта. Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации, а интерес к человеческой составляющей производственной деятельности поставил вопросы коммуникации в сфере менеджмента. Так или иначе, с проблемами коммуникации сталкиваются специалисты множества отраслей человеческой деятельности. Сейчас проблемы исследования коммуникативных процессов входят в число наиболее актуальных, глобальных проблем для человечества.

 

Коммуникациейтрадиционно принято называть обмен значениями (информацией) между индивидами через посредство общей системы символов (знаков), языковых знаков, в частности.

 

Коммуникация между людьми имеет ряд специфических особенностей.

  1. В ней обязательно должны присутствовать два индивида, каждый из которых – активный субъект.
  2. Должна присутствовать возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков.
  3. Влияние коммуникации может осуществляться лишь при наличии единой или схожей системы кодификации и декодификации у коммуникатора и реципиента.
  4. Всегда возможно возникновение коммуникативных барьеров.

 

Основная цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации, являющейся предметом общения, т.е. сообщения.

Информация как таковая может быть двух типов: побудительной и констатирующей. Побудительная информация проявляется в виде приказа, совета или просьбы, она призвана стимулировать какое-то действие. Стимуляция может быть в форме:

1. активации, т.е. побуждения к действию в заданном направлении;

2. интердикции, т.е. такого побуждения, которое, наоборот, не допускает определенных действий, запрещает нежелательные виды деятельности;

3. дестабилизации, т.е. рассогласования или нарушения некоторых форм поведения или деятельности.

Констатирующая информация проявляется в виде сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения, но содержит в себе ориентировочную основу, влияющую на поведение партнера по общению.

 

Модель коммуникативного процесса включает пять элементов:

1. Кто передает сообщение Коммуникатор
2. Что передается Сообщение (текст)
3. Как осуществляется передача Канал связи
4. Кому направлено сообщение Реципиент (слушатель)
5. Ответная реакция Обратная связь

       
 
   

 


Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса:

  1. открытую – коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой позиции.
  2. отстраненную – коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не заявляя открыто своих предпочтений.
  3. закрытую – коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегая к специальным мерам, чтобы скрыть ее.