Понятие и структура коммуникативного процесса.
Тема 3.2. Общение как коммуникация
План лекции:
- Понятие и структура коммуникативного процесса
- Этапы коммуникационного процесса
- Средства общения
Проявление интереса к проблеме коммуникации в XX веке наблюдалось и за пределами языкознания и психологии, и даже не только в новых их отраслях, возникших во второй половине столетия, психолингвистике и социолингвистике. В телефонии, телеграфии, радио и другой связи этот интерес первоначально носил сугубо практический характер «улучшения» коммуникации. В дальнейшем, проблема моделирования взаимосвязи, как машины с машиной, так и человека с человеком, и человека с машиной стала предметом рассмотрения кибернетики как науки об управлении и теории искусственного интеллекта. Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации, а интерес к человеческой составляющей производственной деятельности поставил вопросы коммуникации в сфере менеджмента. Так или иначе, с проблемами коммуникации сталкиваются специалисты множества отраслей человеческой деятельности. Сейчас проблемы исследования коммуникативных процессов входят в число наиболее актуальных, глобальных проблем для человечества.
Коммуникациейтрадиционно принято называть обмен значениями (информацией) между индивидами через посредство общей системы символов (знаков), языковых знаков, в частности. |
Коммуникация между людьми имеет ряд специфических особенностей.
- В ней обязательно должны присутствовать два индивида, каждый из которых – активный субъект.
- Должна присутствовать возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков.
- Влияние коммуникации может осуществляться лишь при наличии единой или схожей системы кодификации и декодификации у коммуникатора и реципиента.
- Всегда возможно возникновение коммуникативных барьеров.
Основная цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации, являющейся предметом общения, т.е. сообщения.
Информация как таковая может быть двух типов: побудительной и констатирующей. Побудительная информация проявляется в виде приказа, совета или просьбы, она призвана стимулировать какое-то действие. Стимуляция может быть в форме:
1. активации, т.е. побуждения к действию в заданном направлении;
2. интердикции, т.е. такого побуждения, которое, наоборот, не допускает определенных действий, запрещает нежелательные виды деятельности;
3. дестабилизации, т.е. рассогласования или нарушения некоторых форм поведения или деятельности.
Констатирующая информация проявляется в виде сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения, но содержит в себе ориентировочную основу, влияющую на поведение партнера по общению.
Модель коммуникативного процесса включает пять элементов:
1. | Кто передает сообщение | Коммуникатор |
2. | Что передается | Сообщение (текст) |
3. | Как осуществляется передача | Канал связи |
4. | Кому направлено сообщение | Реципиент (слушатель) |
5. | Ответная реакция | Обратная связь |
Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса:
- открытую – коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой позиции.
- отстраненную – коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не заявляя открыто своих предпочтений.
- закрытую – коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегая к специальным мерам, чтобы скрыть ее.