Механизмы социального поведения.

 

Механизмы социального поведения – это социально-психологические регуляторы поведения, они связывают личность и социальную среду (социальные установки, ценностная ориентация, роли).

 

Социальная установка – состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом, основанная на прошлом социальном опыте и регулирующая социальное поведение индивида.

 

Структура социальной установки включает 3 компонента:

- когнитивный, содержащий знания, представление о социальном объекте;

- аффективный, отражающий эмоционально - оценочное отношение к объекту;

- поведенческий, выражающий потенциальную готовность личности реализовывать определенное поведение по отношению к объекту.

 

Четкая структура социальной установки позволяет выделить две ее важные разновидности – стереотип и предрассудок. От обычной социальной установки они отличаются прежде всего содержанием своего когнитивного компонента.

Стереотип – это социальная установка с застывшим, нередко обедненным содержанием когнитивного компонента. Предрассудок – это социальная установка с извращенным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего индивид воспринимает некоторые социальные объекты в неадекватном, искаженном виде. Нередко с таким когнитивным компонентом бывает связан сильный, т.е. эмоционально насыщенный, аффективный компонент.

 

Ценностные ориентации — а) этические, эстетические, политические, религиозные основания — критерии, на которых базируются и которыми объясняются оценки личностью или общностью окружающей реальности, дифференцированного, избирательного подхода к ней и способ ориентации; б) основания, по которым личность или группа «выстраивает» воспринимаемые объекты и события по степени их значимости.

Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта (в процессе социализации) и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности.

Вполне понятно, что вопрос о ценностных ориентациях, как личности, так и группы невозможно рассматривать в отрыве от понятия собственно ценностей. Ценность – принятое в философии, этике, эстетике, социологии понятие, с помощью которого характеризуется социально-историческое значение для общества и личностный смысл для индивидов определенных явлений действительности. Различают инструментальные ценности – ценности-средства, ценные в качестве средств, инструментов для достижения обычных целей, и терминальные – это ценности, ценные сами по себе: самоценности.

 

Роль – это нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию.

 

Диапазон и количество ролей определяются многообразием социальный групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность, ее потребностями и мотивами.

Различают социальные роли, обусловленные местом индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические и т.д.), и межличностные роли, определяемые местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, аутсайдер и т.д.).

Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. Хочет или не хочет человек, окружающие ожидают от него поведения, соответствующего определенному образцу.

Ролевые ожидания – требования, закрепленные в системе социальных норм, предъявляемые к поведению индивида в связи с выполнением им той или иной социальной роли.

 

Таким образом, в основе социальной деятельности личности лежат социальные установки, ценности и роли, которые определяют и регулируют поведение человека по отношению к социальным объектам и к самому себе.

Вопросы:

  1. Как понимается личность в социальной психологии, в отличие от общей психологии?
  2. Что такое социализация личности? В каких институтах она осуществляется?
  3. Какие этапы проходит человек в процессе социализации?
  4. Какие существуют механизмы социального поведения?

 

Рекомендуемая литература