Классификация информации
ПО ФУНКЦИЯМ УПРАВЛЕНИЯ:
Коммерческая;
Планово-экономическая;
Бухгалтерская;
Кадровая;
Статистическая;
Правовая.
ПО ХАРАКТЕРУ ПОСТУПЛЕНИЯ:
Систематизированная;
Несистематизированная.
ПО СТАБИЛЬНОСТИ:
Условно постоянная;
Переменная.
ПО НАСЫЩЕННОСТИ:
Достаточная;
Недостаточная.
ПО СТАДИЯМ ОБРАЗОВАНИЯ:
Первичная (только что полученная информация, необходимая для решения конкретных проблем и вопросов);
Вторичная (данные, собранные ранее для целей, не сверенных с решением исследуемой проблемы).
ПО СПОСОБУ ПОЛУЧЕНИЯ:
Телефонная;
Почтовая;
Курьерская;
Информация, полученная с помощью факса;
Информация, полученная по телеграфу.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ИНФОРМАЦИИ:
Точность,
Оперативность,
Доступность,
Однозначность,
Экономичность,
Любая информация должна быть тщательно отобранной и объективной.
ТЕМА: КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА И СПОСОБЫ ЕЁ ЗАЩИТЫ
Коммерческая тайна - преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах производственной, хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности предприятия, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами их экономической безопасности.
Формой проявления коммерческой тайны являются коммерческие секреты.
Коммерческие секреты - сведения в виде документов, схем, изделий, которые относятся к коммерческой тайне предприятия и подлежат защите от хищения, выведывания или утечки.
Носителями коммерческой информации являются руководители предприятий и служащие, допущенные к коммерческим секретам.
Документы, которые содержат коммерческие секреты, могут иметь гриф " конфидициально".
Защиты от утечки и хищения требуют:
1) Методы и способы управления маркетингом предприятия;
2) Методы управления финансами предприятия;
3) Сведения о финансовой деятельности предприятия;
4) Новые технологии, составляющие НОУ-ХАУ:
5) Прогноз доходов и расходов, прибыли;
6) Сведения о дебиторах и кредиторах;
7) Информация о сбыте, сведения о конкуренции на рынке;
8) Рационализаторское предложение, изобретение, находящееся на стадии разработки;
9) Поставщики товаров (сырья), закупочные цены, места закупки;
10) Договоры с поставщиками и покупателями.
Договора должны храниться в определенном месте у ответственного лица. Выдавать их следует под расписку с письменного разрешения руководителя предприятия.
Для обеспечения защиты коммерческой тайны должны соблюдаться
Следующие правила:
1) Необходим строгий контроль за допуском персонала к секретным документам;
2) Для контроля за секретным делопроизводством должны быть назначены ответственные лица, которых следует наделить соответствующими полномочиями;
3) Руководителем предприятия должна быть утверждена инструкция по работе с секретными документами, с которой следует ознакомить соответствующих сотрудников;
4) Необходим контроль за соблюдением служащими письменных обязательств о сохранении коммерческой тайны предприятия;
5) Желательно введение системы материального и морального стимулирования сотрудников, имеющих доступ к секретной информации;
6) Руководитель предприятия должен осуществлять личный контроль за службами внутренней безопасности и секретного делопроизводства.
Способы защиты информации, составляющей коммерческую тайну предприятия:
1) Подготовку документов, содержащих важные сведения, поручить наиболее проверенным работникам;
2) Количество экземпляров документа должно быть строго ограничено;
3) Число копий секретных документов должно строго учитываться, а копировальные машины снабжаться счетчиком копий и ключом, запускающим машину в действие;
4) Использованная копировальная бумага и красящая лента должны уничтожаться под контролем ответственных лиц;
5) Должен быть выбран надежный способ пересылки секретной информации.
Для охраны информации от прямого хищения или уничтожения применяются меры:
а) физической защиты (замки на дверях, решетки на окнах);
б) административные меры (пропускной режим, режим секретности,
служба безопасности);
в) новые средства защиты (электромеханические, акустические,
радиотехнические).