Энергосбережение как инструмент сокращения потребления

РАЗДЕЛ 3

Литература

Контрольные вопросы

1. Назовите основные нормативно-правовые документы регулирующие отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

2. Перечислить полномочия органов государственной власти РФ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

3. Как осуществляется государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

4. Какова ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении.

5. Назовите основания для проведения проверки.

6. Как оформляется акт проверки.

7. Какие основные понятия используются в Федеральном законе?

8. Назовите принципы правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

9. Назовите полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

10. Назовите полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

11. .Каков процент снижения энергоемкости ВВП предусмотрен в Государственной программе Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» за счет реализации ее мероприятий?

12. Каковы основные индикаторы Программы?

13. Перечислить источники финансирования Программы?

14. Какова доля федерального бюджета финансирования Программы?

15. Перечислить основные цели, направления использования и принципы нормативно-технического обеспечения энергосбережения

1. Конституция Российской Федерации.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации.

3. Жилищный кодекс Российской Федерации.

4. Кодекс РФ об административных нарушениях.

5. Федеральный Закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ от 23.11.2009

6. Федеральный Закон от 07.02.1992 № 2300-I "О защите прав потребителей" (с изменениями и дополнениями).

7. Федеральный Закон РФ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12. 2004 № 210-ФЗ (в ред.от 30.12.2012).

8. Федеральный закон РФ от 26.03.03 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (в ред. от 05.04.2013).

9. ФЗ «О газоснабжении» от 31.03.1999 № 69 –ФЗ (в ред. от 05.04.2013).

10. Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

11. Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".

12. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 11.11.2009).

13. Федеральный закон от 26.07.2010 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (в ред. от 05.04.2013).

14. Федеральный закон РФ от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (в ред. от 01.04.2013)

15. Федеральный закон РФ от 11.07.2011 № 197-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

16. Федеральный закон РФ от 12.12.2011 № 426-ФЗ «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

17. Федеральный закон 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

18. Указ Президента Российской Федерации от 04.06.2008 № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».

19. Указ Президента РФ от 13.05.2010 № 579 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

20. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.2008 № 426 «Правила квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии».

21. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2009 № 843 «Положение о реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата».

22. Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1220 «Об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг».

23. Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1221 «Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд».

24. Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1222 «О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара».

25. Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

26. Постановление Правительства РФ от 13.04.2010 № 238 (ред. от 12.10.2010) «Об определении ценовых параметров торговли мощностью на оптовом рынке электрической энергии (мощности) переходного периода» (вместе с «Правилами определения максимальной и минимальной цены на мощность для проведения конкурентных отборов мощности», «Правилами определения цены на мощность, продаваемую по договорам о предоставлении мощности», «Правилами индексации цены на мощность», «Правилами расчета составляющей цены на мощность, обеспечивающей возврат капитальных и эксплуатационных затрат»).

27. Постановление Правительства РФ от 15.05.2010 № 340 «О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности».

28. Постановление Правительства РФ от 01.06.2010 № 391 «О порядке создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования».

29. Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 № 636 «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис».

30. Постановление Правительства РФ от 23.08.2010 № 646 «О принципах формирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме».

31. Постановление Правительства РФ от 25.01.2011 № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».

32. Постановление Правительства РФ от 25.01.2011 № 19 «Об утверждении положения о требованиях, предъявляемых к сбору, обработке, систематизации, анализу и использованию данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований».

33. Постановление Правительства РФ от 25.04.2011 № 318 «Об утверждении Правил осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

34. Постановление Правительства РФ от 12.07.2011 № 562 «Об утверждении перечня объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, осуществление инвестиций в создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита».

35. Постановление Правительства РФ от 20.07.2011 № 602 «Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения».

36. Постановление Правительства РФ от 05.09.2011 № 746 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

37. Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 308 «Об утверждении перечня объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности».

38. Постановление Правительства РФ от 06.04.2013 № 688 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

39. Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1225 (в ред. от 22.07.2013) «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

40. Постановление Правительства Санкт-Петербурга «О региональной программе Санкт-Петербурга в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» № 930 от 27.07.2010 (в ред. от 24.02.2011 №232).

41. Постановление Правительства Ленинградской области от 15.07.2011 № 215 «О внесении изменений в постановление правительства Ленинградской области от 27.07.2010 года № 191 «Об утверждении региональной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Ленинградской области на 2010–2015 годы на перспективу до 2020 года».

42. Постановление Правительство Санкт-Петербурга от 11.11.2009 № 1257 «Об утверждении Концепцию повышения энергетической эффективности стимулирования энергосбережения».

43. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2012 № 405 «Об утвержденb перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме»

44. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.01.2009 № 1-р «Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года.

45. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р "Об энергетической стратегии РФ на период до 2030 г.";

46. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 1830-р «План мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

47. Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2010 № 2446-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года».

48. Распоряжение Правительства РФ от 27.09.2012 № 1794-р «План мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Российской Федерации».

49. Приказ Минэнерго РФ от 07.04.2010 № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.

50. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 7 июня 2010 г. № 273. «Методике расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

51. Приказ Министерства регионального развития РФ от 08.04.2011 № 161 «Об утверждении Правил определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов и Требований к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома, размещаемого на фасаде многоквартирного дома».

52. Приказ Минэнерго РФ от 30.12.2011 № 650 «Об утверждении Порядка проведения Министерством энергетики Российской Федерации плановых и внеплановых проверок саморегулируемых организаций в области энергетического обследования».

53. Приказ Министерства регионального развития РФ от 27.06.2012 № 252 «Об утверждении примерных условий энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме».

54. Письмо Минфина РФ от 30.12.2010 № 02-03-06/5448 «По вопросу возможности использования государственными (муниципальными) учреждениями средств, сэкономленных в результате мероприятий по энергосбережению и повышению энергосбережению и повышению энергетической эффективности».

55. Письмо Минэкономразвития РФ от 16.01.2012 № д 07-43 «О разъяснениях по осуществлению деятельности энергоснабжающей организации».

56. Правила создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования. Утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2010 г. № 391

57. Ушаков В.Я. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности. Часть 1. Основы энергосбережения: социально-экономические и правовые аспекты: учебное пособие.- изд.-во Томского политехнического университета, 2011. Фокин В.М. «Основы энергосбережения и энергоаудита» М.: «Издательство машиностроения-1», 2006.

58. Фокин В.М. «Основы энергосбережения и энергоаудита» М.: « Издательство машиностроения-1», 2006.

59. Энергосбережение в теплоэнергетике и технологиях под ред. О.А.Данилова. Электронный курс.

60. ГОСТ Р 51379 Государственный стандарт Российской Федерации Методы расчета энергобалансов потребителей энергоресурсов с последующей их паспортизацией

61. ГОСТ Р 51388-99 Государственный стандарт Российской Федерации Энергосбережение. Информирование потребителей об энергоэффективности изделий бытового назначения

62. ГОСТ Р 51387-99 Государственный стандарт Российской Федерации Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение

63. ГОСТ 26254-84 Здания и сооружения. Методы определения сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций

64. ГОСТ 25380-82 Здания и сооружения. Метод измерения плотности тепловых потоков, проходящих через ограждающие конструкции

65. ГОСТ 26629-85 Здания и сооружения. Метод тепловизионного контроля качества теплоизоляции ограждающих конструкций

66. ГОСТ 26253-84 ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ Метод определения теплоустойчивости ограждающих конструкций

67. ГОСТ 30494-96 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях

68. ГОСТ Р 51380 Государственный стандарт Российской Федерации Порядок проведения обязательной и добровольной сертификации энергопотребляющей продукции.

 

Информационные ресурсы

Электронная библиотека по энергетике – РОСЭНЕРГОСЕРВИС. [Сайт], URL: http://lib.rosenergoservis.ru/energosberegenie-na-promishlennix-predpriyatiyax.html

www.gisprofi.com

www.elec.ru

http://www.ensor.ru/

http://www.energyland.info/

http://www.energoboard.ru

http://ieport.ru/index.php?do=regcompany

http://www.energo-info.ru/

http://www.energospace.ru/

energoportal.net

http://www.mashportal.ru/

www.380v.net

www.netelectro.ru

www.elecab.ru

www.electrob.ru

www.msouz.ru

http://portal-energo.ru/

 


Энергосбережение и выбросы парниковых газов (СО2)

Глобальное потепление является твердо установленным научным фактом. За последние 20-25 лет зафиксированное увеличение температуры составило 0,35 °С. По прогнозам специалистов пик глобального потепления будет зафиксирован на уровне 1,5-2,0 °С выше современного примерно через 200 лет.

Основной причиной глобальных процессов, которые приводят к изменению климата на нашей планете, являются существующие технологии, оказывающие негативное воз­действие не только на климат, но и на здоровье людей, выбрасывая в атмо­сферу парниковые газы, обуславливающие возникновение парникового эффекта, который был описан ещё в начале XIX века.

Парниковый эффект– это свойство атмосферы пропускать солнечную радиацию (ультрафиолетовое излучение), но частично задерживать земное (инфракрасное) излучение и, тем самым, способствовать аккумуляции тепла Землей, средняя температура которой в настоящее время составляет около 15 °С. При данной температуре поверхность планеты и атмосфера находятся в тепловом равновесии.

До вмешательства человека в глобальные процессы Земли изменения, происходящие на её поверхности и в атмосфере, были связаны с содержанием в природе газов, которые и были названы «парниковыми».

К парниковым газам принято относить такие компоненты атмосферы естественного и антропогенного происхождения, которые поглощают и излучают радиацию в том же инфракрасном диапазоне, что и поверхность Земли, атмосфера и облака. К ним относятся: водяной пар (Н2О), диоксид углерода (CO2), метан (CH4), закись азота (N2O), тропосферный озон (О3) и некоторые другие, например, антропогенные хлорфторуглероды (ХФУ), гидрофторуглероды (ГФУ), перфторуглероды (ПФУ), шестифтористая сера (SF6), которые под воздействием солнечного излучения распадаются, поставляя активные радикалы хлора, разрушающие озоновый слой. Без такого газо­вого «покрывала», окутывающего Землю, температура на её поверхности была бы ниже на 30-40 °С, что обусловило бы проблематичность существова­ния живых организмов в таких условиях (рис.3.1).

Углекислый газ является наиболее важным по влиянию на климат парниковым газом. Согласно докладу МГЭИК после 1750 г. отмечается беспрецедентный по скорости рост концентрации СО2 в атмосфере (на 35 %): с 280 ppm в 1750 г. до 379 ppm в 2005 г. [25].

 

 

Рисунок 3.1. Парниковый эффект

 

Метан – второй по значимости после CO2 парниковый газ, концентрация которого увеличилась с 715 ppb в доиндустриальный период до 1774 ppb в 2005 г., т.е. в 2,5 раза. В конце 1970-х и начале 1980-х годов наблюдалась максимальная скорость роста концентрации метана в атмосфере – около 1 % в год. [25]. Однако сначала 1990-х годов она значительно уменьшилась. Несмотря на среднегодовое замедление роста концентрации метана за последние 15 лет, наблюдается его значительная межгодовая изменчивость, причины которой не совсем понятны и порой необъяснимы.

Концентрация закиси азота по сравнению с доиндустриальным периодом (270 ppb) увеличилась на 18 % и в 2005 г. составила 319 ppb. В течение последних десятилетий этот рост был примерно линейным и составлял 0,8 ppb/год. В настоящее время примерно 40 % N2O поступает в атмосферу в результате хозяйственной деятельностью (удобрения, животноводство, химическая промышленность), однако существует большая неопределенность в оценках эмиссии, как от антропогенных, так и природных источников. N2O принадлежит важная роль в химии атмосферы, ибо этот газ является источником диоксида азота NО2, разрушающего стратосферный озон. В тропосфере NО2 способствует образованию озона и в значительной степени определяет химический баланс. [25].

Тропосферный озоноказывает как прямое влияние на климат через поглощение инфракрасного излучения Земли и ультрафиолетового излучения Солнца, так и через химические реакции, которые изменяют концентрации других парниковых газов, например, метана (тропосферный О3 способствует образованию важного окислителя парниковых газов – радикала ОН). [25].

На протяжении XXI века из-за увеличения антропогенной эмиссии предшественников озона в результате развития мировой экономики и роста населения (особенно в Юго-Восточной Азии, Центральной и Южной Америке, Африке) влияние тропосферного озона на климатическую систему будет оставаться значительным.

Водяной пар – важнейший естественный парниковый газ, вносит значительный вклад в парниковый эффект с сильной положительной обратной связью. Так, увеличение температуры воздуха вызывает рост влагосодержания атмосферы при примерном сохранении относительной влажности, что вызывает усиление парникового эффекта и тем самым способствует дальнейшему повышению температуры воздуха. Влияние водяного пара также может проявляться через увеличение облачности и изменение количества осадков. Вклад хозяйственной деятельности человека в эмиссию водяного пара незначителен и составляет менее 1 %. Водяной пар, наряду со способностью поглощать радиацию практически во всем инфракрасном диапазоне, также является источником образования ОН-радикалов, являющихся чрезвычайно активными окислителями и в значительной степени (несмотря на малые концентрации) определяющими химический состав тропосферы. [25].

В результате техногенной деятельности человека изменяется общий баланс тепла, влаги и веществ в атмосфере Земли. Это касается, прежде всего, углекислого газа, содержание которого в связи колоссальным ростом потребления углеводородного топлива неуклонно растет. Примерно на 50 % парниковый эффект вызван углекислым газом, на долю ХФУ приходится 15-20 %, на долю метана – около 18 %.

Парниковые газы различаются «силой» воздействия своего парникового эффекта, а также длительностью присутствия в атмосфере. Для сравнения парникового воздействие различных газов вводится эквивалент: их эффект пересчитывается в эффект от наиболее распространённого парникового газа – углекислого газа СО2. Численные оценки выбросов всех парниковых газов даются в тоннах СО2 эквивалента, получаемых в результате такого пересчета (обозначение – т СО2-экв).

Именно концентрация антропогенных парниковых газов (прежде всего, углекислого газа и метана) в атмосфере существенно изменилась в течение последнего столетия в результате деятельности человека, т.е. в век углеводородного топлива, что доказано изотопным и корреляционным анализами.

Конечно, вряд ли Земля может превратиться в Венеру или Марс (ведь и так уже порядка 90 % излучения поглощается), однако, если не предпринимать никаких мер, повышение средней температуры Земли на несколько градусов вполне возможно. А это уже грозит серьёзными последствиями: по оценкам специалистов увеличение средней температуры Земли на 2 ºС может привести в росту температуры в Арктике более чем на 5 ºС, а диапазон колебаний, т.е. скачков температуры, может достигнуть 20 ºС. [12].

На рис. 3.2 представлены глобальные антропогенные выбросы парниковых газов. [2].

 

Рисунок. 3.2. а) Глобальные антропогенные выбросы ПГ с 1970 г. по 2004 г.

b) Доля различных антропогенных ПГ в суммарных выбросах в 2004 г.

с) Доля различных секторов в суммарных выбросах антропогенных ПГ.

 

В связи с необходимостью изучения среды обитания человека, в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция с участием первых лиц 156 государств, которые подписали так называемую Рамочную конвенцию об изменении климата. Развитием её является межправительственный Протокол, подписанный в 1997 г. в японском городе Киото – поэтому он и был назван Киотским Про­токолом. Это первый в истории человечества случай, когда практи­чески всё мировое сообщество подключилось к решению такой сложной на­учной задачи, как охрана окружающей среды.

По состоянию на сентябрь 2011 г. Протокол был ратифицирован 191 страной мира. Заметным исключением из этого списка являются США.

Цель – сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов (CO2, CH4, гидрофторуглеводороды, перфторуглеводороды, закись азота N2O, SF6) на 5,2 % в 2008-2012 годах по сравнению с 1990 годом.

Основные обязательства взяли на себя индустриальные страны:

- Евросоюз должен сократить выбросы на 8 %;

- Япония и Канада – на 6 %;

- Страны Восточной Европы и Прибалтики – в среднем на 8 %;

- Россия и Украина – сохранить среднегодовые выбросы в 2008-2012 годах на уровне 1990 года.

Президент РФ Владимир Путин подписал Киотский Протокол 4 ноября 2004 года.

Благодаря КП темпы роста эмиссии диоксида углерода в атмосферу резко замедлились. Анализ перспективных структур мирового энергоба­ланса позволяет заключить, что пик этой эмиссии будет зафиксирован в те­чение ближайших 20-25лет на уровне, не слишком отличающемся от современного. В настоящее время выбросы составляют около 7 млрд. т в год, а ожидаемый пик по прогнозам составит примерно 9 млрд. т в год.

Киотский протокол обязывал большинство из промышленных стран мира к 2012 г. сократить свои объёмы выбросов ПГ в среднем на 5,2 % от уровня 1990 г. Тем не менее, не все страны справились с принятыми обязательствами.

Наибольших успехов в снижении выбросов ПГ достигли страны Прибалтики (особенно, Латвия), в то время как на противоположном полюсе «лидируют» Испания и Канада. Удивительно, но Испания входит в четвёрку стран, наиболее развитых в сфере освоения ВИЭ. Что касается Канады, то в 2011 г. они вышли из Киотского протокола. [8].

В приложении к климатической Конвенции ООН названы технологические процессы, приводящие к эмиссии парниковых газов:

- сжигание топлива – энергетика, обрабаты­вающая и строительная промышленности;

- добыче и транспортировке топлива – уголь, нефть и природный газ;

- промышленные технологии – горнодобывающая, химиче­ская, металлургическая, производство и использование галогенизированных углеродных соединений;

- сельское хозяйство – интенсивная ферментация, хранение и использование навоза, производство риса и других с/х культур, управляемый пал травы;

- хранение и сжигание отходов, обработка сточных вод.

Основным загрязнителем атмосферы является СО2, образующийся в результате сжигания органического топлива при выработке электроэнергии и тепла. Евросоюз с насе­лением 16 % от общего населения в мире является в настоящее время одним из основных загрязнителей атмосферы (26 %).

Среди стран мира самым крупным загрязнителем окружающей среды в начале ХХI века яв­лялись США – 7,7 млн. тонн СО2 (более 20 % от суммарной общемировой эмиссии углекислого газа), Китай – 7,6 млн. т, России – 6,2 млн.т. [14].

По относительным показателям эмиссии СО2 (выбросы в тоннах на 1 МВт установленной электрической мощности ТЭС) крупнейшим загрязнителем воздуха можно считать Россию (80 т/МВт), затем следует Индия и Великобритания (по 65 т/МВт), Китай (61 т/МВт). Наиболее низкие показатели в Германии и Японии – всего 7 т/МВт. [14].

Одним из самых загрязнённых мегаполисов в мире является Пекин с его 12-милионным населением. Основной причиной загрязнения являются промышленные предприятия, густо разбросанные по городу. Во многом способствует загрязнению Пекина и отопление домов углем.

В последние годы по «экологическим» причинам в Китае было закрыто 73 тыс. предприятий. К 2001 г. более 90 % из 238 тыс. производств, кото­рым были предъявлены претензии со стороны государства, осуществили необходимые мероприятия по обеспечению экологической безопасности и стали соответствовать государственным экологи­ческим стандартам. В результате, за годы бурного экономического роста за­грязнение окружающей среды удалось сократить на 10 % по сравнению с 1995 г. В первой декаде ХХI века Китай намерен снижать количество вредных выбросов на 10 % ежегодно путём внедре­ния новых технологий и экологически чистых процессов производства. [14].

Выброс парниковых газов зависит от вида сжигаемого топлива и содержания углерода и составляет примерно 1,4 кг на 1 кВт∙ч. Наиболее высокие уровни выброса СО2 имеют электростанции, работающие на угле.

Киотским протоколом закреплены количественные обязательст­ва как развитых стран, так и стран с переходной экономикой по ограниче­нию и снижению поступления парниковых газов (прежде всего СО2) в атмо­сферу. По состоянию на февраль 2011 г. его ратифицировали 191 страна.

Производство электроэнергии на основе безэмиссионных технологий в настоящее время связано со значительными материальными затратами, которые, в свою очередь, обуславливают повышенные энергозатраты, а значит, сопряжены с дополнительной эмиссией тех же пар­никовых газов.

Очевидно, что выбросы парниковых газов надо снижать. Встаёт закономерный вопрос: кто, где, когда и как? Почти как в популярном интеллектуальном телешоу «Что, где, когда?». В научных докладах самого различного уровня, в правительственных материалах различных стран и в межправительственных отчётах можно встретить, например, численные показатели: 50 % снижения выбросов ПГ к 2050 г. для мира в целом и 80 % – для наиболее развитых стран. Но чтобы судить о действиях той или иной страны в этом направлении, необходимо, но не достаточно замерить концентрацию СО2 в её городах: это будет не показательно, поскольку для ПГ, также как и для других токсичных газов, не существует межгосударственных границ и «таможенных пунктов», они могут достаточно долго находиться в атмосфере и хорошо там перемешиваться. Поэтому их концентрации в Санкт-Петербурге, в Детройте или в Пекине, как правило, очень близки и не характеризуют ту или страну как источник парниковых газов. Здесь необходимы расчёты расхода использованного топлива, количества той или иной продукции, производство которой сопровождается выбросами и т. п. Кроме того, очень важен мониторинг состояния лесов и других экосистем, которые, как выясняется, могут не только поглощать углекислый газ, но и сами являться источниками СО2 и метана. [12].

Численно оценить суммарный объём выбросов ПГ вообще проблематично, поскольку достаточно хорошо изучена только наибольшая составляющая – выбросы СО2 от сжигания ископаемых видов топлива, которая дает примерно 65 % от общего количества, а также выбросы различных промышленных химических процессов (производство цемента, металлургия и др.), которые дают только около 3 % общих выбросов парниковых газов. Таким образом, относительно точно известно лишь порядка 70 % от общего объёма глобальных выбросов ПГ, в связи с чем в каждом конкретном анализируемом случае необходимо обращать внимание на то, что же имеется в виду под понятием «выбросы парниковых газов». [12].

Экологическая обстановка в мире в последние два десятилетия существенно изменилась. Если в 1990 г. на долю развивающихся стран приходилась 1/3 выбросов ПГ, а на долю промышленно развитых – 2/3, то к 2013 г. наблюдается почти зеркальное отображение, чему виной сильнейший рост выбросов в Китае, Индии, Бразилии, ЮАР и Индонезии, которые и определяют в настоящее время динамику глобальных выбросов (рис. 3.3). [12].

 

 

Рисунок 3.3. Динамика выбросов ПГ и прогноз на 2013 г. [2].

В большинстве развитых стран выбросы либо стабильны, либо незначительно снижаются. Это объясняется тем, что внедрение новых энергоэффективных технологий и товаров идет быстрее, чем расширение объёмов производства и потребления. Существенным фактором является и невысокий рост численности населения в развитых странах по сравнению с развивающимися.

Что касается России, то у нас наблюдается медленный рост выбросов ПГ, поскольку энергоэффективность растёт пока медленнее, чем объём производства и потребления.

Остаётся только надеяться, что в ближайшие годы или десятилетия РФ встанет на путь устойчивого развития, что приведёт и снижению выбросов СО2 и других парниковых газов. [12].

Президент и премьер-министр РФ регулярно отмечают, что Россия будет предпринимать шаги по снижению выбросов, если столь же активно в этом процессе будут участвовать два главных «вредителя»: Китай и США. До недавнего времени Россия была на третьем месте по объёму выбросов парниковых газов, но на сегодняшний день по выбросам СО2 в энергетике и промышленности наша страна уже четвертая (нас «опередила» Индия). Если же добавить ещё и данные о рубке лесов, то впереди нас и Бразилия (рис. 3.4). Относительный вклад РФ в глобальные выбросы ПГ сократился до 3 %. [12].

 

Рисунок 3.4. Вклад отдельных стран в выбросы парниковых газов

в середине 2000-х г. [2]