Выгоды и недостатки федерализма
Проблемы КЭР
Культурно-экономических регионов
Возможные сценарии развития
организационной структуры региона
Система «административных регионов»
порождала
· замыкание бюджета на территории
· формирование особой региональной солидарности
· претензии территории на суверенность (вплоть до собственных денег)
Административные районы породили кризис
· кризис создания образа будущего
· невыполнение бюджетами социальных задач из-за помощи «своим» предприятиям
· бегство внешних капиталов из-за протекционизма «своему» бизнесу
· бюджетные долги из-за невидения будущего и «самостийность»
Результат – сужение социального пространства = люди ищут связи в других регионах
А связи и капитал – взаимообусловлены
Капитал – порождает возможность связей – особенно в постиндустриальном обществе
и наоборот
В этой ситуации начался процесс формирования
Их формирование основано на новых формах капитала –
финансового, человеческого, информационного,
которые легко преодолевают государственные границы.
Культурно-экономические регионы «надстраиваются» над старыми административными.
Им нужны
условия для технологического роста и
культурная среда для жизни квалифицированных кадров.
Это прежде всего – крупные города.
Крупные города становятся центрами «производственных» территорий
«Правящим классом»
в культурно-экономических регионах являются те,
кто управляет созданием социальных норм и культурных моделей,
обеспечивающих единство сообщества на основе создании «площадок Будущего» -
то есть образов Будущего,
закрепленных в нормах культуры
(включая престижные практики поведения)
Население
объединено инфраструктурой и общими ценностями и нормами
Члены культурно-экономических регионов выбирают наиболее приемлемые для них территории, иногда неосвоенные.
Для формирования культурно-экономических регионов
требуется
ДОВЕРИЕ.
· Государство, органы власти должны зафиксировать новые «культурно-экономические сообщества и научиться взаимодействовать с ними.
· Возникает противоречие между жителями административных районов и культурно-экономических районов. Оно есть противоречие стилей жизни.
· Противоречие между культурно-экономическими регионами страны и миром в целом.Территория страны становится пространством формирования новых глобальных культурно-экономических регионов
Преимущества федерализма (децентрализация)
- Для определенного набора общественных благ оптимальный объем производства достигается при численности их потребителей, меньшей, чем численность населения государства
- Местные власти имеют больше информации о местных условиях и предпочтениях (Чем больше отличаются между собой предпочтения населения отдельных территорий)
- Фискальная децентрализация приводит к возникновению конкуренции между субнациональными образованиями
Недостатки децентрализакции
- Некоторые общественные блага могут производиться в одном регионе, а потребляться жителями другого региона, которые не платили за производство этих благ никаких налогов (образование, медицина, дороги)
- Требования социальной справедливости предполагают необходимость оказания финансовой помощи бедным регионам
- Конкуренция между регионами может приводить к нерациональному размещению производства (когда предприниматель ориентируется не на рыночные преимущества того или иного региона, а на налоговые льготы).
Но в чистом виде нет ни того, ни другого.
Поэтому возникает
конкуренция между регионами за ресурсы.
(в том числе, за бюджетные)
Выгоды конкуренции
· национальная власть будет дифференцированно подходить к регионам с различными условиями (препятствие тупой унификации)
· регионы будут стимулироваться к проведению последовательной налоговой политики
Недостатки конкуренции
· неравное отношение к «своим» и «чужим» предпринимателям (разные налоговые ставки)
· переложение налогового бремени на другие регионы путем установления высоких налогов на производимые товары неэластичного спроса, поставляемые в другие регионы
· рост расходов бюджета в пользу поддержки «доходных» для бюджета предприятий, в ущерб социальным программам
· подрыв общенационального рынка
Особенности России
В этой модели уникально сочетаются принципы кооперации и конкуренции.
С одной стороны, регионы конкурируют друг с другом за размещение на их территории наиболее прибыльных предприятий и получение финансовой помощи из центра.
С другой — важнейшие полномочия и финансовые ресурсы сосредоточены в руках федерального центра.