Общественно полезный труд

9.11.2012

 

Новый вид исправительных учреждений (в рамках внесения изменений) – лечебные профилактории (для лиц, не имевших определенного места жительства или занимающиеся бродяжничеством)

Предмет кодекса е менялся вплоть до нынешнего кодекса

 

1992 г. – указ Президента об усилении режима во всех исправительных учреждениях

Это означало:

· Запрет свиданий, посылок, передач, телефонных разговоров – связь с внешним миром была сведена на минимум

· Сокращение учебных занятий в рамках внутреннего распорядка дня (перестали поступать газеты, учебники). 1992 – 1996 гг. – литература практически не поступала, связь с учителями была утрачена

· Ужесточение досмотров, обысков, сокращение личного времени и прогулок, контроля за соблюдением распорядка дня

 

1993 г. – осужденные стали требовать возмещения

События получили освещения в СМИ, на телевидение

Следствие: недовольство, саботаж, захваты заложников в исправительных учреждениях (без разделения – вольнонаемник или работник исправительного учреждения)

 

Новый кодекс – революционный кодекс по духу, содержанию.? – можно ли его в таком виде запускать?

Несколько видов наказаний по УК РФ не вступали в силу – причина: многим стало бы возможным заменить наказание. Решили сделать паузу для нормализации обстановки в исправительных учреждениях.

 

УИК РФ

Отличался от всех иных кодексов:

· Первый кодекс, который стал регулировать исполнение ВСЕХ видов наказаний, предусмотренных УК РФ (до – только наказания в виде лишения свободы; 1970 г. – исправительные работы). Иные виды – отдельные акты, инструкции.

Следствие: выстроилась система исполнения наказаний (федеральная система – в ведении Минюста, территориальные управления по округам)

· 1998 г. – вся система исполнения наказания была передана из МВД в Минюст (вопрос решила политическая воля). До - закрытая система – информация никуда не выходила («информационный вакуум») – никто не понимал, что там делается; все передаваемые письма считывались, не доходя до адресата. Сложности «переадресации» - иные условия для кадрового состава в Минюсте

· впервые возможность привлечения осужденных к труду на основе действующего законодательства (до – обязанность трудиться, членовредительство). Предусмотрели формирование навыков, отпуска, зарплата, пособия

· впервые была установлена система уголовно-исполнительного законодательства– УИК (в качестве базового законы), ФЗ (посмотреть законы!), международные акты, МД, нормативы отбывания наказания, иные правовые акты (помимо законодательных – письма, инструкции, правила, разрабатываемые ФСИН – регулирование процедурных вопросов; основной документ – правила внутреннего распорядка – в каждом учреждении свой документ; инструкции по питанию). Указано, что все международные акты имеют приоритет, но в государстве должны сложиться соответствующие возможности их применения (в т.ч. финансовые). Проблема - не соблюден норматив площади на 1 заключенного, хотя признан (7 кв. м., а у нас – 2 – 2,5). Меры по развитию нового вида колоний-поселений, куда пересылают хорошо зарекомендовавших себя осужденных, уменьшая, т.о., количество

· УИК РФ закрепил доктринально разработанные принципы – все изменения и дополнения должны им соответствовать (более 3 000 изменений и дополнений за 10 лет). Принцип гуманизации исполнения наказания: например, наказание в виде штрафа предусмотрели рассрочку, отсрочку, освобождение от уплаты. На исполнение штрафа – 30 суток, а за это время может многое произойти (беда с близкими и т.п.) – и деньги, которые осужденный предусмотрел для исполнения наказания, важнее потратить на решение такого рода ситуаций. В данном случае любое лицо может обратить с просьбой отсрочки, рассрочки или освобождения от штрафа. Это гуманно. Сам осужденный может составить список вещей, на которые можно обратить взыскание для исполнения штрафа (ранее – пристав приходил и выбирал самую дорогую вещь). Вещи будут реализованы в порядке очередности, указанной в списке. Судья может вычеркнуть из описи вещи, нужные, например, ребенку. Существуют специальные места реализации.

· Кодекс предусматривает все прогрессивные элементы

а) раздельное содержание – по возрасту, по полу, по степени общественной опасности: много групп - рецидивисты, соучастники, террористы, работники правоохранительных органов – цель: исключить обмен опытом, сократить конфликты

б) виды условий отбывания наказаний (4 – для несовершеннолетних; 3 – для взрослых; в рамках одной колонии осужденный может переводиться, только пройдя «все уровни» может сменить вид исправительного учреждений)

в) замена наказания – УДО, амнистия, помилование

г) привлечение к труду

д) институт ресоциализации, т.е. подготовка осужденного к освобождению из мест лишения свободы

 

Остаются проблемы с кадровой политикой

Все законодательство (гражданское, трудовое, семейное и т.д.) там работает.

Проблема: кадры в первую очередь воспринимают лицо как осужденного, а не как носителя гражданских прав и обязанностей

 

Основные положения

1. Понятийный аппарат

Ст. 9 – «исправление осужденного» (ст. 1 – цель исполнительного законодательства) – понятие: ч. 1; ч. 2 – средства, с помощью которых можно добиться цели исправления

 

Статья 9. Исправление осужденных и его основные средства

 

1. Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу (к государству – писать бессмысленно!!), труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

2. Основными средствами исправления осужденных являются:

· установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим),

· воспитательная работа,

· общественно полезный труд,

· получение общего образования,

· профессиональная подготовка

· общественное воздействие.

3. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.

 

До УИК РФ: 2 цели – исправление (аналогичное понимание) и перевоспитание (изменение ценностных ориентаций, на такие, которые не позволяют совершать преступления). Для УДО было достаточно достигнуть только цели исправления. Проблема: как узнать, изменились ли ценностные ориентации? Поэтому наш УИК – только цель исправления + средства, которые в своем СОЧЕТАНИИ позволяют достигнуть данной цели. Сочетание варьируется в зависимости от режима

 

Лица отбывают наказания по месту жительства (по общему правилу). У администрации достаточно сведений: какие рабочие места в данном регионе, какие вакансии и должности. Соответственно, осужденного и готовят, чтобы выйдя на свободу мог устроиться. У системы наказаний есть и свои предприятия (находящиеся за пределами территории соответствующего учреждения). Т.о. профориентация и подготовка позволяет сформировать у осужденного понимание общественной полезности своего труда + понимание, что он сможет сам себя обеспечить, вернувшись в общество. И главное, понять свою значимость, принять участие в общественной жизни.

 

Т.о. все средства –д.б. в определенном сочетании в зависимости от режима. Для несовершеннолетнего – работники – прежде всего, воспитателя, а уже потом – профессиональная подготовка, привлечение к труду. При переводе в колонию ко взрослым – уже будет подготовлен.

Не д.б. социальных разрывов