Общие требования к строительным машинам.
У строительных машин выделяются следующие характеристики:
Маневренность – это способность машин работать в стесненных условиях. Она определяется габаритами машины и радиусами ее поворотов.
Проходимость – способность машины перемещаться с требуемой скоростью по различным деформируемым основаниям. Она определяется видом ходового оборудования (п/к, гусеницы и т. д.); величиной колеи и базы, дорожным просветом и т.п.
Мобильность – способность машины перемещаться с объекта на объект за определенное время. Имеет значение время, затрачиваемое на перевод машины из рабочего положения в транспортное и обратно.
Устойчивость – это способность машины противостоять действию сил, стремящихся ее опрокинуть. Чем ниже центр тяжести машины и шире опорная база, тем она устойчивее.
Надежность – свойство машины, обусловленное ее безотказностью и долговечностью. Безотказность – свойство машины непрерывно сохранять работоспособность в течение определенного времени без вынужденных перерывов. Долговечность – свойство машины сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.
Работоспособность – состояние машины, при котором она может нормально функционировать, сохраняя заданные параметры. Отказ – нарушение работоспособности машины.
Ремонтопригодность – приспособленность машины к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей путем проведения технического обслуживания и ремонта.
Сохраняемость – свойство машины сохранять исправное и работоспособное состояние в течение и после срока хранения и транспортирования.
2.3. Классификация строительных машин.
Строительные машины классифицируются:
а) по назначению:
· транспортные (грузовики, плитовозы и т.п.);
· транспортирующие (конвейеры);
· погрузо-разгрузочные (экскаваторы, краны, погрузчики);
· грузоподъёмные (краны, подъемники, тали, лебёдки);
· землеройные (экскаваторы, бульдозеры, скреперы, грейдеры);
· для свайных работ (копры, бурильно-крановые установки);
· для бетонных работ (для приготовления, транспортирования, укладки и уплотнения бетонных и растворных смесей);
· для уплотнения грунтов (катки);
· для ремонта и содержания дорог (грейдеры, асфальтоукладчики);
· для отделочных работ (штукатурные станции);
в отдельную группу можно выделить:
· ручные машины и механизированный инструмент;
б) по режиму работы:
· периодического (цикличного) действия (рабочие и холостые операции чередуются) – экскаваторы, бульдозеры, скреперы, монтажные краны;
· непрерывного действия (без холостых операций) – многоковшовые экскаваторы, землесосные снаряды, бетононасосы, растворонасосы, конвейеры и др.;
в) по степени подвижности:
· переносные;
· стационарные;
· передвижные (прицепные, полуприцепные, самоходные);
г) по типу ходового устройства:
· гусеничные;
· пневмоколёсные (в т.ч. автомобильные);
· рельсовые;
· шагающие;
· комбинированные;
д) по виду силового оборудования:
· электрические;
· двигатели внутреннего сгорания (бензиновые, дизельные и др.);
· комбинированные;
е) по количеству двигателей:
· одномоторные;
· многомоторные;
ж) по системам управления:
· механические;
· гидравлические;
· электрические;
· комбинированные;
з) по степени универсальности:
· универсальные (многоцелевые) – (экскаваторы со съёмным оборудованием);
· одноцелевые (дробильные машины, бетоно- и растворонасосы);
и) по степени участия в создании строительной продукции:
· основные (монтаж конструкций, разработка грунта, забивка свай, отделочные работы – строительные машины и механизмы, ручной, механизированный и электрифицированный инструмент;
· вспомогательные в непосредственном возведении конструкций не задействованы – подъемники, механизмы на подготовительных работах, погрузка - разгрузка;
· транспортные (доставка материальных ресурсов и технических средств – грузовые автомобили, самосвалы, трейлеры, тягачи и т. д.).
Строительные работы на объекте выполняют, как правило, с помощью комплекса строительных машин.
В составе комплекса различают:
· ведущие машины;
· вспомогательные машины;
· резервные машины.
Ведущие машины выполняют основные технологические операции строительного процесса. Вспомогательные машины способствуют выполнению ведущими машинами основных функций и повышению их производительности. Резервные – предназначены для обеспечения надежности функционирования комплекса.
Например, на строительстве дорожных насыпей в комплекс машин обычно входят: ведущие – одноковшовые экскаваторы, разрабатывающие грунт в карьерах; самосвалы – для доставки грунта к насыпи; бульдозеры, автогрейдеры – для разравнивания грунта; катки – для уплотнения; планировщики откосов; вспомогательные – бульдозеры и автогрейдеры, занятые на поддержании в исправности землевозных дорог; рыхлители – для рыхления разрабатываемых грунтов; резервные – по номенклатуре ведущих машин – по крайней мере по одному экземпляру каждого вида.
Глава 3. Особенности производства работ подготовительного периода.