Общие требования к строительным машинам.

У строительных машин выделяются следующие характеристики:

Маневренность – это способность машин работать в стесненных условиях. Она определяется габаритами машины и радиусами ее поворотов.

Проходимость – способность машины перемещаться с требуемой скоростью по различным деформируемым основаниям. Она определяется видом ходового оборудования (п/к, гусеницы и т. д.); величиной колеи и базы, дорожным просветом и т.п.

Мобильность – способность машины перемещаться с объекта на объект за определенное время. Имеет значение время, затрачиваемое на перевод машины из рабочего положения в транспортное и обратно.

Устойчивость – это способность машины противостоять действию сил, стремящихся ее опрокинуть. Чем ниже центр тяжести машины и шире опорная база, тем она устойчивее.

Надежность – свойство машины, обусловленное ее безотказностью и долговечностью. Безотказность – свойство машины непрерывно сохранять работоспособность в течение определенного времени без вынужденных перерывов. Долговечность – свойство машины сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.

Работоспособность – состояние машины, при котором она может нормально функционировать, сохраняя заданные параметры. Отказ – нарушение работоспособности машины.

Ремонтопригодность – приспособленность машины к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей путем проведения технического обслуживания и ремонта.

Сохраняемость – свойство машины сохранять исправное и работоспособное состояние в течение и после срока хранения и транспортирования.

 

2.3. Классификация строительных машин.

Строительные машины классифицируются:

а) по назначению:

· транспортные (грузовики, плитовозы и т.п.);

· транспортирующие (конвейеры);

· погрузо-разгрузочные (экскаваторы, краны, погрузчики);

· грузоподъёмные (краны, подъемники, тали, лебёдки);

· землеройные (экскаваторы, бульдозеры, скреперы, грейдеры);

· для свайных работ (копры, бурильно-крановые установки);

· для бетонных работ (для приготовления, транспортирования, укладки и уплотнения бетонных и растворных смесей);

· для уплотнения грунтов (катки);

· для ремонта и содержания дорог (грейдеры, асфальтоукладчики);

· для отделочных работ (штукатурные станции);

в отдельную группу можно выделить:

· ручные машины и механизированный инструмент;

б) по режиму работы:

· периодического (цикличного) действия (рабочие и холостые операции чередуются) – экскаваторы, бульдозеры, скреперы, монтажные краны;

· непрерывного действия (без холостых операций) – многоковшовые экскаваторы, землесосные снаряды, бетононасосы, растворонасосы, конвейеры и др.;

в) по степени подвижности:

· переносные;

· стационарные;

· передвижные (прицепные, полуприцепные, самоходные);

г) по типу ходового устройства:

· гусеничные;

· пневмоколёсные (в т.ч. автомобильные);

· рельсовые;

· шагающие;

· комбинированные;

д) по виду силового оборудования:

· электрические;

· двигатели внутреннего сгорания (бензиновые, дизельные и др.);

· комбинированные;

е) по количеству двигателей:

· одномоторные;

· многомоторные;

ж) по системам управления:

· механические;

· гидравлические;

· электрические;

· комбинированные;

з) по степени универсальности:

· универсальные (многоцелевые) – (экскаваторы со съёмным оборудованием);

· одноцелевые (дробильные машины, бетоно- и растворонасосы);

и) по степени участия в создании строительной продукции:

· основные (монтаж конструкций, разработка грунта, забивка свай, отделочные работы – строительные машины и механизмы, ручной, механизированный и электрифицированный инструмент;

· вспомогательные в непосредственном возведении конструкций не задействованы – подъемники, механизмы на подготовитель­ных работах, погрузка - разгрузка;

· транспортные (доставка материальных ресурсов и технических средств – грузовые автомобили, самосвалы, трейлеры, тягачи и т. д.).

Строительные работы на объекте выполняют, как правило, с помощью комплекса строительных машин.

В составе комплекса различают:

· ведущие машины;

· вспомогательные машины;

· резервные машины.

Ведущие машины выполняют основные технологические операции строительного процесса. Вспомогательные машины способствуют выполнению ведущими машинами основных функций и повышению их производительности. Резервные – предназначены для обеспечения надежности функционирования комплекса.

Например, на строительстве дорожных насыпей в комплекс машин обычно входят: ведущие – одноковшовые экскаваторы, разрабатывающие грунт в карьерах; самосвалы – для доставки грунта к насыпи; бульдозеры, автогрейдеры – для разравнивания грунта; катки – для уплотнения; планировщики откосов; вспомогательные – бульдозеры и автогрейдеры, занятые на поддержании в исправности землевозных дорог; рыхлители – для рыхления разрабатываемых грунтов; резервные – по номенклатуре ведущих машин – по крайней мере по одному экземпляру каждого вида.

 

 

Глава 3. Особенности производства работ подготовительного периода.