Письмо, письменность, предметное письмо, пиктография, логография, иероглифы, папирус, клинопись, пергамент, ксилография, кодекс.
КИТАЙ
ИНДИЯ
Зарождение письма здесь связано с возникновением в середине III тысячелетия до н. э. в долине Ганга древнейшей индийской культуры. С 1921 г. по настоящее время в Белуджистане у города Хараппа и в центральном Синде (Мохенджо-Даро - «селение мертвых») обнаружено несколько центров этой культуры. Благоустроенные города, построенные из стандартного обожженного кирпича, с канализацией, торговыми складами и мастерскими, вели торговлю с отдаленными странами, в том числе с Шумером. Каждая семья имела свою печатку или амулет цилиндрической формы, которые выдавливались на глиняных табличках. На каменных, медных и костяных печатках 3000-2000гг. до н. э. (их пока найдено около 2000) были надписи и изображения, чаще всего животных: быков, волов, козлов, тигров, слонов. Иногда изображали и целые мифологические сцены. Обладатель печатки всегда носил ее с собой (как мы теперь носим паспорт), часто на шнурке, для чего печатку просверливали. Очевидно, такие печатки прикреплялись и к товарам. Нас в первую очередь интересуют надписи на них, так как эти надписи являются собой дошедшие до нас образцы письма древнейшей индийской цивилизации. На каждой печатке 10-20 знаков, общее же количество употреблявшихся знаков исследователи определяют по-разному – от 150 до 400*.
В любом случае их слишком много для фонетического (буквенного - звукового) письма и даже для чисто слогового письма, но недостаточно для письма логографического. Поэтому считают, что «протоиндийское» письмо, вероятно, состояло из комбинаций слоговых знаков с логограммами. Дешифровку этих знаков затрудняют два обстоятельства: язык, фиксированный этими знаками, совершенно неизвестен, а записанные тексты слишком краткие. Некоторые индейцы указывали на сходство протоиндийских письмен с шумерскими и хеттскими. В пользу такого предположения говорят взаимные связи этих цивилизаций. Другие исследователи обнаружили разительное внешнее сходство некоторых знаков протоиндийского письма с таинственными письменами кохау ронго-ронго острова Пасхи (Рапануи) в Тихом океане. Местная устная традиция отмечает, что это письмо было завезено сюда извне, однако маловероятно, чтобы оно могло преодолеть свыше пятнадцати тысяч километров, отделяющих остров Пасхи от Мохенжо Даро. Скорее всего, письмо ронго-ронго образовалось под влиянием доинкской перуанской иероглифики, как это утверждает Тур Хейердал в своих книгах «Путешествие на Кон-Тики» и «Аку-аку».
Протоиндийская цивилизация, а вместе с ней и ее письменность погибли, когда с северо-запада сюда вторглись арийские племена «разрушителей городов». Они полностью уничтожили городское население, а сельское население дравидского происхождения обратили в рабство. В результате некоторые элементы протоиндийской культуры сохранились и влились в индоарийскую. Такие элементы нетрудно обнаружить в изобразительном искусстве, в культе Шивы, который не был богом арийского пантеона, и т. п. И все же сомнительно, что протоиндийское письмо было передано арийским завоевателям таким путем.
Между нерасшифрованными письменами Мохенджо Даро из середины III тысячелетия до н. э. и первыми упоминаниями о наличии письменности в Индии из VI-V вв. до н. э. палеографы не обнаружили ни одного звена, которое генетически связывало бы эти две системы. А между ними разрыв, равный двум тысячелетиям!
С другой стороны – разнообразное индоарийское литературное и религиозно-философское творчество конца II и первой половины I тысячелетия до н. э.: веды, религиозные гимны на санскрите, несколько позднее такие огромные эпические поэмы, как «Махабхарата» и «Рамаяна», формирование в поздневедический период (начало Iтысячелетия до н. э.) брахманизма, а в V веке до н. э. буддизма, ставшего наиболее распространенной религией Азии, – все это далеко переросло возможности устной передачи от поколения к поколению и настоятельно требовало письменной фиксации. К тому же побуждали и развитие наук, особенно математики, астрономии, медицины, и прогресс производительных сил, и потребности государственного управления. Предполагается, что ранние индоарийские государства возникли в северной части Индо-Гангской равнины уже во второй половине II тысячелетия до н. э. Постепенно из конгломерата мелких деспотий в IV в. до н. э. образовалась могущественная империя Маурья, царь которой Ашока (268-232 гг. до н. э.) впервые широко использовал письмо для укрепления и расширения своей власти и буддийской религии.
Ученые не пришли к единому мнению о том, откуда и когда появилось в арийской Индии письмо. Известно утверждение греческого мореплавателя Неарха, сопровождавшего Александра Македонского в его походе в долину Инда в 325 г. до н. э., что жители Индии тогда еще не знали письменности. Эта точка зрения обретает достоверность благодаря тому обстоятельству, что первые обнаруженные до сих пор в Индии письменные документы – знаменитые эдикты могущественного царя Ашоки – датируются серединой III в. до н. э. Однако есть косвенные доказательства существования письма в Индии задолго до этого. Так, в буддийской литературе, например, в жизнеописании Будды «Лалита-Вистара» упоминается, что Будда в детстве, т. е. в первой половине VI в. до н. э., учился грамоте, а в сборнике поучений Будды «Суты» V в. до н. э. упоминается детская игра в буквы, а также деревянные дощечки для обучения письму. Есть и другие термины, свидетельствующие об употреблении письма в VI в. до н. э. – как взрослыми, так и детьми обоего пола.
К более позднему периоду относится прекрасное скульптурное изображение женщины с прильнувшим к ее ногам ребенком. Женщина держит в левой руке дощечку для письма и пишет на ней каламом.
Сколь многочисленны языки населяющих Индию народов, столь же многочисленны здесь и системы письма. Один ученый насчитал их до двухсот. В основе большинства из них лежит письмо брахми и в меньшей мере – письмо кхарошти. Это последнее образовалось, вероятно, в V в. до н. э., когда северо-западная Индия входила в державу персидских Ахеменидов. Оно возникло на основе персидско-арамейского консонантского письма в результате его вокализации под влиянием и по образцу письма брахми, которое в VI в. н. э. окончательно вытеснило кхарошти из употребления. До этого оба письма каким-то образом сосуществовали, как кириллица и глаголица на Руси IX-XI вв. Письмо брахми предположительно появилось между VIII и VI вв. до н. э., но его наиболее древний дошедший до нас памятник – медная пластинка из Сохгаури второй половины до н. э., а к наиболее важным из памятников брахми этого начального периода относятся знаменитые эдикты царя Ашоки 253-250 гг. до н. э. Вопрос о происхождении этого слогового письма еще окончательно не решен. Наиболее вероятным представляется предположение, возводящее письмо брахми к финикийско-арамейскому алфавиту. Это подтверждается фактами ранних, чуть ли не с X в. до н. э., торговых отношений арамейцев с индоарийцами. В пользу этой гипотезы говорят и сходство некоторых знаков, и первоначальное направление письма брахми – справа налево. Однако индийские «грамматики» кардинально переработали арамейское письмо в соответствие с фонетическими особенностями своего языка, в котором, в отличие от семитских языков, гласные играли значительную роль.
От европейских производных финикийского алфавита письмо брахми отличается тем, что оно в значительной степени слоговое. Здесь каждый знак выражает не один какой-либо звук, а целый слог, обычно содержащий согласный и гласный «а», реже – «о», например, «ка». Алфавит состоит из гласных, применяемых там, где гласная сама себе образует слово или стоит в начале слова (начальный звук); далее, из определенного, изменяемого, в зависимости от вида письма, количества знаков слогов, образуемых согласной и следующей за ней гласной «а» и «о»; наконец, из нескольких знаков для остальных гласных и дифтонгов, употребление которых при образовании слогов весьма разнообразно.
В процессе развития письма брахми все чаще начинают применяться лигатуры, включающие два или более согласных. Эти лигатуры, которые сверху покрываются общей горизонтальной чертой, на последнем этапе развития письма брахми – в письме деванагари (XIII в.) – становятся графической особенностью этого письма. Алфавит деванагари включает 50 знаков, в том числе 13 знаков для изолированных гласных и дифтонгов, 33 слоговых знака и 4 вспомогательных знака. Всего разных диакритических и литературных знаков в письме деванагари – около 600. Это делает письмо довольно сложным, однако оно точней других передает тончайшие оттенки языка. В настоящее время оно стало национальным письмом в Индии для языка хинди и многих других языков и диалектов.
По мере распространения буддизма среди неиндийских народов распространялось и знание индийского письма. На его основе возник4али другие системы письма: бенгальское, непальское «раньджа», тибетское «дбу-чан», тамильское, бирманское, кхмерское и другие.
Насколько многочисленны были в Индии языки и виды письма, настолько же разнообразен был и писчий материал. В северо-западных областях Индии тексты писались на глиняных табличках, как в Шумере и Вавилоне. Одним из наиболее распространенных материалов для письма, особенно в XI и XII веках, служила хлопчатая ткань, обработанная смолой тамариска (пата), и шелковая ткань. В других местах писали на тонких бамбуковых дощечках (салака), использовали также кору гималайской березы (бухрджа). С VII в. самым распространенным материалом для письма стали пальмовые листья. Для этой цели их специально обрабатывали и полировали. Обычная длина прямоугольного листа 30-60 см, ширина 10-15 см. Исписанные листья связывались в пачки через пробитые в краях отверстия. Сохранились документы и целые книги, выгравированные на металлических досках (медных, оловянных, даже стальных). Материалом ля письма служила и кожа, и даже своеобразный пергамент, однако он большого распространения не получил. Бумага вошла здесь в употребление только в XI в. По-видимому, она попала сюда из Китая, но возможно также с проникновением в северную Индию ислама.
Орудием письма служили тростниковые палочки или же резцы (лекхали или калам). Индийские чернила (маси) изготовлялись из сажи с соком сахарного тростника.
К величайшим историческим заслугам китайского народа перед мировой культурой относятся два изобретения, открывшие новую эпоху в развитии книги. Речь идет об удобном и дешевом писчем материале – бумаге и о механическом способе воспроизводства книг – печати.
Первые китайские книги написаны на бамбуковых или деревянных планках. Предполагается, что бамбуковая книга возникла в XIV-XIII вв. до н. э. и просуществовала до II в. н. э. На бамбуковых планках, длинных и узких, можно было уместить мало иероглифов, а следовательно, на книгу уходило множество планок. Чтобы они не перепутывались, их связывали в определенном порядке кожаным ремешком или шелковым шнурком. Книга получалась громоздкая, тяжелая, неудобная для чтения.
Ни бамбук, ни тем более камень или бронза не могли долго соответствовать потребностям китайской империи в письменности. Начался поиск других материалов. В V-IV вв. до н. э. стали писать на шелке, но он был слишком дорогим. В конце концов появилась бумага. Об этом замечательном изобретении летописец Фан Е (V в. н. э.) рассказывает так: «Тсай Лунь предложил делать писчий материал из древесной коры, конопли, тряпья и старых рыбачьих сетей. Об этом он доложил императору, который остался весьма доволен».
Как на бамбуковые планки, так и на бумагу текст наносили заостренными деревянными палочками, обмакивая их в черный лак, изготовленный из древесного сока.
Изобретение бумаги создало экономические и технические предпосылки второго замечательного изобретения китайцев – печати. В VIII-IX вв. в Китае утвердился и другой способ массового снятия копий – ксилография.
Суть простейшей ксилографии такова: на деревянной доске рисуется в зеркальном отражении текст и, если надо, изображение. Затем часть древесины между буквами удаляют. Получается рельефная выпуклая печатная форма. Рельеф смазывают краской и прижимают к бумаге. Краска переходит с формы на бумагу, и готовый оттиск оказывается прямым изображением. В Китае печатали на одной стороне листа, оставляя обратную чистой.
Поначалу отпечатанные листы принято было склеивать в длинную ленту и сворачивать в свиток. Поэтому через некоторое время нашли другой способ брошюровки: сгибать лист отпечатанной стороной наружу и спаренные листы у корешка так, чтобы при перелистывании пустых страниц не было видно. Склеивание большого количества листов – занятие трудоемкое, поэтому в XIV-XV вв. листы стали прошивать насквозь. Такой метод брошюровки применяется и сегодня.
Однако ксилография не удовлетворила китайских изобретателей. Уже в 1040-1048 гг. кузнец Пи Шен изобрел наборный процесс. (В Европе это изобретение повторено только четыре века спустя). Он брал вязкую глину и вырезал из нее тоненькие рельефные печатные знаки, для каждого иероглифа отдельные. Эти печатные знаки-литеры он обжигал на огне, чтобы сделать их твердыми. Затем набирал нужный текст, вставляя литеры в железную рамку, брал металлическую пластинку, покрывал ее смесью сосновой смолы, воска и бумажной золы, разогревал и прижимал к набору. Когда доска остывала, литеры прочно приставали к пластинке. Оставалось смазать форму краской и печатать. После печатания форму разогревали, литеры отклеивались. Их можно было расставить заново в другом порядке для другого текста.
Китайцы продолжали совершенствовать технику наборного процесса печати, и в XIII в. у них появились оловянные и деревянные литеры, а у корейцев, перенявших этот способ, – более прочные медные литеры (1392). Справедливости ради, следует все же сказать, что наборный шрифт так и не вытеснил в Китае сплошную ксилографию. В XIV в. в Китае была изобретена многоцветная печать.
У китайцев есть и другие заслуги перед историей книги. Они разработали новые типы печатных изданий, главные из которых – энциклопедии и периодика. Первые большие энциклопедии, подготовленные целыми коллективами ученых, появились во второй половине X в. Крупнейший китайский энциклопедический словарь был составлен в XV в. и включал 11 915 томов, 22 927 глав. Его создавали 2169 человек.
Давними традициями может гордиться и китайская периодика. Ее начало обычно относят к VII-X вв. н. э.. когда появилась ежедневная газета «Ди бао» или «Дзин бао» («Столичные ведомости»).
Такая тяга к новостям вполне объяснима, так как уже в это время значительная часть китайского населения была грамотной. В 1675 г. в Китае побывало русское посольство во главе с Николаем Милеску Спафарием, одним из наиболее просвещенных людей той эпохи. Спафарий сделал в дневнике такую запись: «Учение их и грамоту и как почитают, из сего можно познать, что ни одного человека нет, который бы был неучен и неграмотен… Не отыщешь и между мужиками, который бы до пятнадцати летнего возраста грамоте не обучен был… и который бы писать не умел. И так в Китае не смотрят благородия… бо у них благороднейший есть, который ученейший… хотя от простых людей родился».
Китайская культура, несомненно, оказала влияние на зарождение иероглифического письма и у соседних народов – во Вьетнаме с начала нашей эры, в Корее и Японии с III в. н. э.
4. Фонетическое письмо.
Пользуясь ясной и простой системой письма, состоящей из двух-трех десятков букв, мы зачастую не осознаем всей гениальности изобретения алфавита и не представляем себе, какой долгий и сложный путь прошло это письмо.
Если египтяне в развитии фонетической системы письма остановились на полпути, то заслуга создания и распространения первого подлинного алфавита как чисто буквенной системы принадлежит древним финикийцам. Однако, как и по поводу многих других великих открытий, споры на этот счет были длительными.
Происхождение финикийского алфавита удалось выяснить лишь в 1905 г., когда на Синайском полуострове было обнаружено несколько памятников письменности, знаки на которых оказались сходны с египетскими иероглифами, хотя обладали и рядом весьма специфических черт. Сравнение этих текстов с позднейшими памятниками финикийского письма показало, что найдено недостающее звено между египетскими иероглифами и алфавитом.
В подражание египтянам финикийцы дали своим буквам названия, соответствующие названиям определенных предметов (как если бы эти буквы были логограммами), но употребляли их исключительно как фонемы, принимая за основу первый звук соответствующего слова (уже упоминавшийся акрофонический принцип).
Финикийская система письма передает человеческую речь при помощи 22 знаков-букв, каждая из которых выражала определенный звук. Это уже чисто фонетическое письмо. Буквы в алфавите расставлены в определенном порядке: ’aleph, beth, gimel, daleth, he и т. д.
Финикийский алфавит не имеет букв для гласных, а лишь для согласных и полугласных. Подобно египтянам финикийцы писали справа налево.
Первыми среди народов Европы алфавит у финикийцев переняли греки. Это произошло в XI в. до н. э. Согласно одному из мифов, алфавит в Грецию привез финикийский купец Кадм, высадившийся на острове Ферос. И действительно, именно там были обнаружены древнейшие памятники греческой письменности. Многозначительно и само имя этого мифического купца: на языке финикийцев «кадмос» означает «восток». Это тоже говорит о том, что письмо пришло в Грецию с Востока. Очевидно, легенда и в самом деле содержит зерно истины. По-гречески слово «книга» звучит как «библион» и скорее всего происходит от названия крупнейшего торгового города в Финикии – Библа. Оттуда в Грецию завозили египетский папирус. Финикийское происхождение греческого алфавита доказывается также начертанием греческих букв и их семитическими названиями: альфа, бета, гамма, дельта и т. д. Первоначально греки, как и финикийцы, читали справа налево и лишь впоследствии изменили направление письма, соответственно зеркально отразив и написание букв: так, финикийское и раннегреческое стало к. Греки дополнили финикийский алфавит семью буквами для обозначения гласных, использовав для этого некоторые финикийские буквы – например, буква ’алеф была использована в греческом алфавите для выражения звука а (альфа), буква йод – для греческого звука и (йота) и т. д.
Дополненный и приспособленный к выражению звуков индоевропейских языков, греческий алфавит начал триумфальное шествие по Европе. В VII в. до н. э. его переняли и переработали в Италии предшественники римской культуры – этруски. Так возник латинский алфавит, которым ныне пользуются народы обеих Америк, Австралии, Европы (кроме восточных и части южных славян и греков), а также многие африканские и некоторые азиатские народы. На Западе, в рамках Западно-Римской империи, сложилась традиция пользоваться латинскими буквами, а на Востоке греческий алфавит лег в основу целого ряда письма. В IX в. н. э. сформировались два славянских алфавита – глаголица и кириллица; последняя закрепилась в письменности болгарского, русского, сербского и некоторых других народов.
Греческий алфавит явился также основой алфавитов, изобретенных кавказскими народами. В конце IV в. на его основе просветитель Маштоц создал армянский алфавит, а в VI в. возник сходный с армянским грузинский алфавит.
Письменность в античном обществе.
Античное общество было гораздо грамотнее, чем общества Древнего Востока. И это вполне естественно: ведь усвоить алфавит легче, нежели сложные логографические системы египетского и шумерского письма. Искусство письма стало почти общедоступным. Изменилось и отношение к нему. Если на Востоке писцы составляли привилегированную касту, то в Древнем Риме их причисляли к ремесленникам, а ряды их пополнялись из низов общества – из числа рабов и вольноотпущенников.
Первые памятники письменности на территории Греции относятся к эпохе расцвета крито-микенской культуры (XXI-XVI вв. до н. э.). Для них характерно пиктографическое письмо и иероглифы. Греческое алфавитное письмо возникло в IX-VIII вв. до н. э. на основе финикийского алфавита. В V в. до н. э. в их алфавите, как и следовало ожидать, появились гласные.
К VII-VI вв. до н. э. относятся первые записи греческих мифов. Предполагается, что по инициативе тирана Писистрата (VI в. до н. э.) в Афинах были записаны бессмертные эпические произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея». Появились первые труды в области философии и науки. Традиционное патриархальное право постепенно вытеснялось писаным законодательством. Древнейший из дошедших до нас греческих свитков был составлен в конце IV в. до н. э. Древнейшие из известных римских памятников письма на латинском языке – это надписи на «черном камне Ромула» и на «золотой пряжке Пренесты» (их относят к 600 г. до н. э.). В тот архаический период латинский алфавит состоял из 21 буквы. Впоследствии к ним прибавились еще три.
Наряду с прямым, четырехугольным капитальным шрифтом, пригодным для высекания на камне, в Риме, как и в Греции, возник новый шрифт – закругленный, более гибкий и изящный, так называемый унциал, а также курсив – скоропись.
В эпоху Римской республики и ранней империи латинская письменность бурно расцвела. Вошли в употребление новые писчие материалы, а в том числе папирус. Видимо, папирус попал в Грецию не ранее VII в. до н. э., когда между Грецией и Египтом установились постоянные торговые связи. И вплоть до III в. до н. э. он оставался главным писчим материалом. Однако, сохраняя монополию на его производство, Египет постоянно взвинчивал цены. В результате начались поиски более дешевого материала.
До того, как в Грецию попал папирус, там пользовались разнообразными материалами для письма. Самым распространенным был глиняный черепок – остракон. На остраконах велась хозяйственная переписка, литературные же тексты обнаруживаются на них лишь изредка. Плиний Старший упоминает и libri lintei – льняные книги. Дерево использовалось для письма еще египтянами, а греки переняли его от финикийцев вместе с алфавитом.
И в Риме дощечки – tabulae, tabullae cerae – употреблялись очень широко. Их красили в белый цвет (кстати, слово «альбом» – «Album» – и означало первоначально: «белая доска») или штукатурили тонким слоем, чтобы легче было и писать, и читать, и смывать написанное. Впрочем, самым распространенным способом было вощение дощечки: чтобы воск не стирался с текстом, середину выскребали и заливали желтым или черным воском, по которому процарапывали текст. На черном фоне он выделялся особенно отчетливо. Металлический инструмент для процарапывания назывался стилем – отсюда и современные слова «стиль», «стило». Один конец был заострен, а другой представлял собой подобие лопаточки, с помощью которой затирали ненужное. Если одной таблички оказывалось для всего текста недостаточно, то в дощечках одного формата просверливали отверстия, и связывали таблички в книгу – кодекс (caudex значит дерево).
Существовал в римскую эпоху и пергамент. Особую роль тут сыграло малоазиатское эллинистическое государство Пергам (отсюда и название «пергамен»), но монополию на изготовление этого писчего материала ему не удалось удержать надолго. Греция, а затем Рим и его провинции сами наладили производство пергамента. О технологии его изготовления в античные времена нам известно мало. Самый ранний рецепт относится к VIII в. н. э. На пергамент шла овечья, козья или телячья шкура, реже – кроличья, заячья и даже кошачья. Самый же лучший, самый тонкий пергамент выделывали из кожи еще не родившихся телят или ягнят. Сначала шкуру замачивали в известковой воде, чтобы размягчить, затем растягивали на раме и серповидным ножом (rasorium или novaculum) тщательно соскребали остатки мяса и шерсти. Очищенную кожу отбеливали известью, полировали с обеих сторон пемзой и втирали мел. Кожа получалась тонкой, изжелта-белой, одинаково гладкой с обеих сторон. По сравнению с папирусом пергамент обладал многочисленными преимуществами: он прочнее, его легко сгибать и резать (хотя поначалу это важное его качество оказалось незамеченным, и пергамент наподобие папируса сворачивали в свитки). Писать на нем можно было с обеих сторон листа. Не было и проблем с сырьем, хотя шкуры обходились дороже папируса: ведь на одну единственную книгу приходилось забивать целое овечье или козье стадо.
Длительное время папирус и пергамент употреблялись параллельно. С III-IV вв. н. э., ввиду упадка производства папируса в Египте, пергамент стал выдвигаться на первое место. Окончательно вывоз папируса из Египта прекратился лишь в VIII в., после завоевания Египта арабами, и арабы принесли в Европу бумагу – материал гораздо более удобный и дешевый, чем папирус или пергамент.
Как и в Египте, в Европе писали на папирусе или пергаменте заостренной камышовой палочкой – каламом (лат. calamus). Лучшие сорта камыша привозили из Египта или Малой Азии. А для самых роскошных книг использовали чернила золотого и серебряного цветов. И только один император мог писать пурпурными чернилами.
Историческое значение пергамента заключается в том, что он создал условия для перехода к более удобному типу книги – кодексу, который и является предшественником современной книги; с употреблением пергамента начало развиваться и искусство графического оформления книги. Кодекс был удобнее и к тому же позволял полнее использовать писчий материал – обе стороны листа.
Изготовляли кодекс так: пергамент нарезали одинаковыми прямоугольными листами, сгибали их пополам и сшивали в тетрадь по четыре листа (греческое слово tetradion означает четыре). Из таких тетрадей и составляли кодексы. Для предохранения их от внешних воздействий с обеих сторон прикрепляли доски, иногда – куски толстой кожи.
Первым крупным издателем книг был Тит Помпоний Аттик (109-32 гг. до н. э.), один из самых состоятельных землевладельцев последних лет Республики и друг Цицерона. Аттик собрал большую группу редакторов, корректоров и переписчиков. К редактированию книг на греческом языке был привлечен известный грамматик Тираннион.
Аттик прославился также изданием первой в древности иллюстрированной книги. Это были «Портреты», принадлежащие перу видного ученого и писателя Теренция Варрона (116-27 гг. до н. э.) – около 700 биографий и изображений выдающихся римлян и греков. Способ изготовления портретов был совершенно необычным для того времени. На дощечках из твердой древесины вырезались портреты и имена в зеркальном отображении. Дощечку смазывали черной краской и прижимали к листу папируса, получая четкий отпечаток.
Большой проблемой являлось размножение текста. Одни считают, что в специальных мастерских десятки, а то и сотни писцов-каллиграфов, обычно –рабов (servi litterati, librarii, scriptores librarii), писали текст под диктовку, что давало возможность получить множество экземпляров за сравнительно короткий срок. Другие полагают, что этим занимался один каллиграф, гарантировавший качество всего тиража, хотя вряд ли при такой постановке дела можно было удовлетворить массовый спрос. Вероятно, в ходу были оба способа. Некоторые свитки или кодексы написаны несколькими почерками. Видимо, практиковался и третий способ: текст раздавали по листам нескольким писцам, а потом склеивали переписанное в один свиток или сшивали в кодекс.
Кроме редакторов, переписчиков, корректоров, склейщиков папируса, издатели нанимали специалистов по оформлению – иллюстраторов, переплетчиков и т. д.
Таким образом, уже в античное время письменность достигла практически сегодняшнего уровня совершенства, хотя отсутствие бумаги, а также совершенных приборов для письма, естественно, очень сильно ограничивали масштабы распространения рукописных материалов. Именно в это время произошло и зарождение первых пражурналистских явлений в обществе, целью которых являлось общественно-массовое информирование.
Вопросы и задания для проверки степени усвоения материала:
1. Что есть письмо? Дайте его определение.
2. Назовите древнейшие виды письма.
3. Назовите основные недостатки предметного и пиктографического письма.
4. Используется ли пиктография сегодня?
5. В чем заключается сущность логографического письма? Какой еще термин используется для его обозначения?
6. Чем вавилонская клинопись отличалась от египетских иероглифов?
7. Назовите главное отличие фонетического письма от иероглифического.
8. Где впервые появился слоговый алфавит?
9. В какой стране была впервые создана бумага и наборный печатный процесс?
10. Почему наборная печать в Китае все-таки так и не вытеснила ксилографию? На чем писали в государствах античного мира?
Основные термины изученной темы:
Основная литература:
1. Ю. П. Буданцев. Теория и практика журналистики и массовых информационных процессов. – М.: 1993.
2. В. В. Ворошилов. Журналистика. – Учебник. 3-е издание. – Спб.: изд-во Михайлова В. А., 2001. – 447 с.
3. Е. П. Прохоров. Введение в теорию журналистики. – М.: изд-во МГУ, 1995.
Дополнительная литература:
1. Дж. М. Ауэл. Клан Пещерного медведя. Долина лошадей. Охотники на мамонтов. Очаг Мамонта. Путь через равнину. – Спб.: изд-во «Азбука», 1999.
2. Л. И. Владимирцев. Всеобщая история книги. – М.: 1988.
Тема III. Исторические типы и модели журналистики.
Влияние социально экономических реформ на журналистику
Итак, прожурналистские явления в обществе журналистика сменила в достаточно полном объеме уже в самом начале XVII в. Позднее, например в России, реформы Петра Первого привели не только к европеизации страны, но и способствовали развитию российской журналистики, превратившейся в полноправный социальный институт.
Однако что же такое журналистика с точки зрения теории и практики массовых коммуникаций?
С.Г. Корконосенко в своем учебнике для вузов ”Основы журналистики” дает ей следующее обозначение:
”Журналистика – это общественная деятельность по сбору, обработки и периодическому распространению актуальной социальной информации / через печать, радио, телевидение, кино и т.п. /; ещё одно значение слова – система предприятий и средств сбора и доставки информации: редакции, телерадиокомпании, информационные агентства и их производственно– техническая база. Этим же термином обозначается продукция журналистской деятельности - произведения, из которых составляются номера газет и журналов, программы радио и телевидения. Наконец, так называется определенная отрасль научного знания и образования.
Журналистика как СРЕДСТВО МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ /СМК/ является посредником в общении между источником информации и её потребителем в лице массовой аудитории. Понятие ”журналистика” отнюдь не равно понятиям ”печать” и ”пресса”, представляющих лишь отрасль журналистики, и точно также оно не совпадает с понятием ”средства массовой информации” или СМИ. Под СМИ в Законе Российской Федерации ”О средствах массовой информации” подразумеваются периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, программа кинохроники или что-то всему этому подобное. Таким образом массовая информация это всего лишь носитель содержания журналистики, её внешнее обеспечение.
Будучи социальным институтом, журналистика через систему массовой информации оказывает влияние на общественные процессы, которые в свою очередь также влияют на журналистику.
В предыдущей теме вы рассмотрели как шел процесс становления журналистики в России в XVIIIв. В дальнейшем её развитие – прямо пропорционально развитию производительных и духовных сил общества приобрело ещё больший динамизм, мастерство журналистов возросло, а количество газет и журналов резко увеличилось.
Кратко историю журналистики XIX и XXвв. мы можем рассмотреть по десятилетиям:
1) 1801-1810гг.: возникло 60 журналов, 9 газет, 15 сборников; все они были не долговечны, за исключением «Вестника Европы» (1802-1830). Издания Вольного общества любителей словесности, наук и художеств: «Свиток муз»(1802, 1807), «Периодическое издание»(1804), «Северный вестник»(1804-1805). Выходит «Северная почта, или Новая санкт –петербургская газета», на титуле которой впервые появляется слово «газета»(1809, Почтовый департамент), Первое в России провинциальное издание «Казанские известия. Газета политико-учено-литературная».
2) 1811-1820гг.: Идеи патриотизма в связи с войной 1812 года в журналах: проправительственном «Русском вестнике» С.Н. Глинки и недостаточно благонамеренном «Сыне Отечества» Н.И. Греча. Газета «Русский инвалид».
3) 1821-1830гг.: Альманахи декабристов: «Полярная звезда» А.А. Бестужева и К.Ф. Рылеева, «Мнемозина» В.Ф. Одоевского и В.К. Кюхельбекера, «Русская старина» А.О. Корниловича. Газета Ф.В. Булгарина «Северная пчела». Издатель «Московского телеграфа» Н.А.Полевой впервые вводит в обиход слово «журналистика» (1825). «Литературная газета» А.А. Дельвига и О.М. Сомова, редактирование издания А.С. Пушкиным (1830).
4) 1831-1840гг.: Журнал А.С. Пушкина «Современник»(1836). Создание журнального триумвирата («Северная пчела», «Сын Отечества», «Библиотека для чтения»). Метаморфоза Н.И. Греча. «Московский наблюдатель»(1838-1840) под редакцией В.Г. Белинского. Издания Н.И. Надеждина – журнал «Телескоп» и «Молва» - газета мод и новостей, издаваемая при «Телескопе». Повсеместное издание «Губернских ведомостей». «Отечественные записки» А.А. Краевского (с 1839г.).
5) 1841-1850гг.: Переход в «Современник» из «Отечественных записок» В.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.А. Некрасова (1846). Полемика со славянофильским «Москвитяниным» - органом официальной народности. Н.А. Полевой – редактор «Русского вестника» (1841-1842), «Литературной газеты» (1845-1846).
6) 1851-1860гг.: Создание вольной русской типографии (1853). А.И. Герцен и Н.П. Огарев. «Полярная звезда» (1855-1869) и «Колокол»(1857-1867). Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский и Н.А. Некрасов в «Современнике». «Русский вестник» М.Н. Каткова (1856). Журнал «Русское слово»(1859-1866). Пресса славянофилов: журнал «Русская беседа», газеты братьев К.С. и И.С. Аксаковых «Молва», «Парус», «День». Журнал «Вестник Европы»(1866-1918).
7) 1861-1870гг.: Д.И. Писарев в журнале «Русское слово». Газета «Неделя»(1866). Журналы братьев Ф.М. и М.М. Достоевских «Время»(1861-1863) и «Эпоха»(1864-1865). Появление дешевых, массовых газет для «среднего» читателя («Сын Отечества», «Русская газета», «Оберточный листок», «Московский курьер», «Московский вестник»), народных изданий («Воскресный досуг», «Мирское слово», «Народная газета»), зарождение вечерних газет. Организация первого Русского Телеграфного агентства (1866).
8) 1871-1880гг.: М.Е. Салтыков-Щедрин в «Отечественных записках». Н.В. Шелгунов в журнале «Дело». М.Н. Каткова: журнал «Русский вестник» и газета «Московские ведомости» о русско-турецкой войне. Н.Г. Короленко в «Русском богатстве»(1876-1918). Газета И.Д. Сытина «Русское слово». «Новое время» А.С. Суворина. Создание в 1872г. первой «Артели уличных продавцов произведений печати». Возникновение Международного Телеграфного агентства(1872).
9) 1881-1890гг.: А.П. Чехов в «Русской мысли». Журнал «Северный вестник»(1885-1898) А.М. Евреиновой. Организация Северного Телеграфного агентства(1882).
10) 1891-1900гг.: А.М. Горький в «Самарской газете». А.П. Чехов в «Осколках». Марксистская пресса: «Социал-Демократ», «Рабочий» и др.
11) 1901-1910гг.: Встране в 1900г. выходит 1002 издания (70 ежедневных газет, 226 коммерческих), в 1908 – 2028, в 1909 - -2543 издания. Первые журналы для женщин – «Женский вестник»(1904, М.И. Покровская); «Дамский мир»(1906, графиня А.З. Муравьева), «Женщина»(1908, С.З. Богельман).
12) 1911-1920гг.: В 1913г. в Петербурге выходит 628 изданий, в 1917г. система российской прессы насчитывала 4700 названий. Выход в1914г. журнала «Работница».
13) 1921-1930гг.: В 1922г. первый радиоконцерт, В 1929г. в СССР выходит 955 газет.
14) 1931-1940гг.: Социально-классовый принцип печати меняется на территориально-отраслевой.
15) 1941-1950гг.: Преобладание военной тематики, фронтовыми журналистами становятся писатели. Начало работы телевидения в Москве (1946) и Ленинграде (1948).
16) 1951-1960гг.: Начало работы телевидения в Киеве (1951).
17) 1961-1970гг.: Политическая «оттепель», но журналистов называют «подручными партии».
18) 1971-1980гг.: Выход еженедельных газет производственных объединений.
19) 1981-1990гг.: Появились первые частные издания. Выход из подполья самиздатовских изданий. Гласность.
20) 1991-2000гг.: Отмена предварительной цензуры. С января 1991г. по сентябрь 1992г. число газет и журналов, выходящих в Петербурге и Ленинградской области, возросло с 240 до 805. Появление частных и акционерных телерадиокомпаний, возникновение первых издательских домов.
Здесь в первую очередь нужно отметить, что развитие журналистики в России вплоть до 1917 года происходило в русле единого цивилизованного потока, определялось правилами едиными для Англии, Франции, США и других стран Европы и Азии.
Большевистский переворот 1917 г. привел к власти в стране огромные массы людей с патриархальным сознанием, люди с высоким уровнем культуры в основной своей массе были либо уничтожены, либо уехали из страны и лишь небольшая их часть пошла на службу к новому режиму. При этом гонения на прессу начались буквально тотчас же после прихода большевиков к власти. Так, уже на третий день после переворота – 27 октября 1917 г. был принят Декрет о печати, по которому немедленному закрытию подлежали газеты и журналы, призывающие к открытому сопротивлению или неповиновению правительству; сеющие смуту путем клеветнического извращения фактов; призывающие к деяниям уголовно наказуемого характера. Так как под эти формулировки можно было подвести любое неугодное власти резкое высказывание, любую критику действий правительства, то практически все издания были закрыты. В стране осталась лишь партийно-большевистская печать. Декретом было обещано, что «как только новый порядок упрочнится, то для печати будет установлена полная свобода в пределах ответственности перед судом…».
Естественно, что обещание не было выполнено, так как новая власть не была заинтересована нив малейшей оппозиции режима, либо его критики.
Журналистика формировалась в условиях тоталитаризма, основанного на идеях о принципиальной одномерности политической, экономической и духовной жизни общества, что предполагало существование лишь двух цветов – «черного» и «белого», наличие идейного врага и непременной веры в светлое «завтра». На тридцатые годы в СССР пришелся пик репрессий и террора, и средства массовой информации не только рассказывали о ходе судебных заседаний над “врагами народа”, но и не скрывали своих оценок по поводу происходящего и людей, оказавшихся на скамье подсудимых. Читая обличительные корреспонденции, советские люди задолго до вынесения судебного приговора уже не сомневались в “преступном замысле” обвиняемых.
В период оттепели, наступившей после смерти И.В. Сталина в 1953г., содержание прессы заметно изменилось: больше стало материалов с мест, появились новые темы, связанные с экономикой, преобразованием сельского хозяйства (освоением целинных и залежных земель), с жилищным строительством, журналисты анализировали и жизненные ситуации, злободневные проблемы стали обсуждаться за “круглым столом” редакции, на “деловом клубе” газеты. Начала преодолеваться информационная оторванность СМИ друг от друга после того, как созданный в 1957г., Союз журналистов СССР стал проводить семинары по обмену опытом.
Тем не менее, при командно-административной системе и однопартийности существовал строгий контроль над печатным словом, журналистскими кадрами и неприкасаемая иерархия: подчинённость редактора средства массовой информации партийному комитету, отделу пропаганды обкома или ЦК компартии.
Жизнь советских (российских) СМИ, долгое время зажатых в тисках жёсткой политической цензуры, стала меняться только с началом политической гласности. На первом этапе её развития (1985-1987 гг.) идейная или программная линия многих изданий была скорректирована, возросло значение внутриполитических тем, что привело к росту политизированных публикаций. Появился особый тип журналистики, который отличался нетерпимостью к существующим порядкам и активной поддержкой новых политических и экономических движений. В то же время организационные основы и структуры собственности СМИ ещё не были затронуты.
На втором этапе изменений (1988-1989гг.) на улицах продаваться многочисленные полуофициальные газеты «Народный фронт», «Набат», «Позиция», «Демократическая Россия» и др. Как правило, подобные издания существовали недолго, но их возникновение позволило множеству запретных тем выйти из подполья. Этот относительно не долгий период стал своего рода «звёздным часом» самиздатовской прессы.
Изменившиеся общественные условия и внедрение частных форм собственности в экономике вызвали к жизни новые периодические издания.
Газеты стали первыми органами рыночной экономики, если не считать полукустарных кооперативов, возникших на заре перестройки. Они одни из первых получили свободу в ценообразовании, возможность распоряжаться большей частью прибыли, пользоваться альтернативными методами сбыта газетной продукции.
В 1990-1991гг. (третий этап) появились первые арендные, совместные предприятия и акционерные общества. Одновременно и СМИ стали юридическими лицами и стали вести хозяйственную деятельность; в штатах многих издательств появилась должность коммерческого директора, рекламного агента, маркетолога.
Но правовую основу издания газет, журналов, радиостанций, независимых телекомпаний, информационных агентств заложил закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», принятый 27 декабря 1991г., законодательно закрепивший недопустимость цензуры и установивший регистрационный (а не разрешительный) принцип организации СМИ.
Исторические типы и теории журналистики.
Естественно, что поскольку журналистика имела, определённые этапы в своём развитии и каждый такой этап был, связан с определённой исторической эпохой, В ней сложились характерные для этих эпох исторические типы журналистики в рамках, которых она функционировала и продолжает также функционировать и сейчас.
Представим их себе в качестве следующей схемы-таблицы:
|
Журналистика, обслуживавшая и обслуживающая и сегодня интересы феодально-монархического строя. Сегодня - в большей степени интересы королевских особ и монархической организации.
|
Журналистика, работающая на рыночные отношения в обществе.
Церковная журналистика, служившая и служащая интересам, как признанных религиозных конфессий так и бесчисленного множества сект. Основная провозглашаемая цель – «помочь человеку спастись».
|
Возникла в конце XIX – начале XXвека. Впоследствии эти два направления разошлись, так как первая выступала за реформистский путь реализации социалистических ценностей в обществе, тогда как вторая – за революционный.
Из этих исторических типов в качестве их производных выделяются многочисленные теории и концепции журналистики. В принципе их все можно сгруппировать по двум основным признакам: признание превосходства гуманистического начала над какой бы то ни было «целесообразностью» и признание либо отрицание рыночных отношений в обществе как наиболее эффективных в современных условиях. В учебнике В.В.Ворошилова «Журналистика» теории журналистики рассматриваются достаточно подробно.
Однако практикующему журналисту или же специалисту по связям с общественностью вполне достаточно отдавать себе отчет в том, что любая его работа, помогающая развитию и совершенствованию рыночных отношений и повышающая степень гуманизации общества носит положительный характер. Работы журналистов, направленные против рынка, разжигающие низменные страсти человеческой души и лишь усиливающие социальное напряжение, нельзя рассматривать иначе как «плохие», как бы талантливо сами по себе они не были сделаны!