Политическая система общества

Вопросы:

1. Понятие ПСО.

2. Структура ПСО.

3. Функции ПСО.

4. Виды ПСО.

5. Государство в ПСО.

 

Под системой обычно понимают совокупность элементов, которые связаны друг с другом и образуют определенное единство, целостность. Примерно с середины 20 века термины «система», «системный подход», «системный анализ» прочно вошли в науку. Практически любой исследуемый объект можно представить в виде системы множества элементов. Системный подход позволяет выявить свойства изучаемого объекта как целого, которые не сводятся к характеристике отдельных элементов. Но для этого нужно определить связь элементов со средой, определить основные факторы работы системы и ее воспроизводства.

Термин «ПСО» был введен в США, его появление связано с тем, что ряд американских социологов, изучая политику США и общество, были поставлены перед необходимостью создания понятия, которое бы подразумевало системный анализ общества и политике в единстве. Развитие этого понятия связано с теорией плюралистической демократии («диффузия власти»). Согласно теории, власть рассредоточивается по различным социальным союзам; среди этих организаций государство – первая среди равных. В тоталитарных государствах государственная власть в условиях социализма осуществляется через единую, четко формализованную структуру специальных органов. Поэтому в тоталитарное общество – «квази»-политическая система. В полной мере ПСО действует только в демократически развитых странах, где ПСО понимается как некая совокупность различных политических устремлений и механизм реализации власти.

ПСО – совокупность легальных политико-социальных институтов, участвующих в политической жизни, но не имеющие целью разрушение государства и ПС.

Структура ПСО –способ связи ее элементов в единое целое, т.е. установление устойчивой связи между элементами этой системы. Элементы ПСО – подсистемы ПСО.

Элементы ПСО:

· Институциональная (организационная) подсистема (государство, политические партии и движения, цели которых – обладание государственной властью, а особенностью – непосредственная связь с политикой; центральная роль у государства; иногда в эту подсистему включается и церковь (теократические государства); организации, косвенно связанные с политикой, например, спортивные организации; организации, не связанные с политикой, являющиеся ее объектами, а не субъектами;

· Нормативная подсистема (правовые нормы, корпоративные нормы, политические обычаи и традиции, правила политической этики (отражение представления о достойном поведении участников политической деятельности));

· Коммуникативная подсистема (различные формы воздействия на общество, отношения внутри ПСО (формальные и неформальные));

· Функциональная подсистема (способы и средства воздействия на политическую жизнь общества). Это методы политической деятельности, составляющие основу политического режима государства.

 

По теории систем, функции – любые действия, которые направлены на поддержание системы в устойчивом состоянии и обеспечение ее жизнеспособности; дисфункции – действия, ведущие к разрушению системы, нарушению ее стабильности.

 

Функции политических систем:

1. Интерактивная функция.

2. Императивная функция (направлена на сохранение объединения различных структурных элементов политических систем в единое целое).

3. Функция политической социализации (процесс приобретения политических знаний, усвоение ценностией, присущих тому или иному обществу, стандартов политического поведения, лояльности к власти, что обеспечивает стабильное существование политической системы, поддерживает ее в работоспособном состоянии; стабильность политической системы достигается в том случае, если функционирование этой системы основывается на принципах, соответствующих политической культуры данного общества). В любой политической системе существуют определенные ценности, определенные идеалы, которые разделяет большинство населения данного государства. Например, американская политическая культура предполагает отношение к своей стране, как к богоизбранной стране, распространяющей демократии по всему миру, которая предоставляет все шансы для самореализации.

4. Функция адаптации осуществляется при помощи политического рекрутирования, т.е. в подготовке кадров в рамках системы, субъектов политических систем, которые способны обеспечить эффективное решение стоящих перед системой проблем, сохранение и развитие системы.

5. Функция реагирования. Благодаря этой функции политическая система отвечает на импульсы, сигналы, которые идут как извне, так и изнури этой системы. Реагирующая способность системы позволяет ей быстро адаптироваться к меняющимся условиям функционирования. Эта функция особо важна, когда требуются быстрые решения, когда появляются новые элементы системы. От работы этой функции зависит устойчивость существования политической системы.

6. Экстракционная (мобилизационная) функция. Политическая система способна качественно реагировать при наличии у неё определенных ресурсов. Мобилизационная функция подразумевает максимальное использование ресурсов общества в соответствии с целями и задачами развития системы.

7. Дистрибутивная функция. Полученные ресурсы необходимо распределить таким образом, чтобы обеспечить интеграцию и согласование интересов различных групп внутри общества. Распределение политической системой имеющихся благ, услуг, статусов и составляет содержание дистрибутивной (распределительной) функции.

8. Регулирующая функция. Политическая система управляет и координирует деятельность входящих в систему индивидов. Управленческие действия политической системы определяют сущность регулирующей функции. Эта функция реализуется путем установления норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, группы, а также за счет применения тех или иных мер в отношении нарушителей правил.

 

Функционирование политической системы выражается в политическом процессе. Политический процесс – совокупная деятельность всех субъектов политических отношений, связанная с формированием, изменением, преобразованием и функционированием политических систем. Политический процесс опосредует политическую власть. Обычно в ПП выделяют четыре стадии:

1. Конституирование (установление). Политическая система постоянно обновляется (выборы). Эта стадия первична для всех остальных.

2. Воспроизведение компонентов и признаков политической системы. Это повторение устоявшихся компонентов системы. Отдельные части системы воспроизводятся, и одновременно происходит обновление отдельных элементов системы.

3. Принятие и исполнение политических решений. Это сердцевина политического процесса. Любое политическое решение обуславливается волей субъектов политической системы.

4. Контроль над функционированием. Контроль предполагает корректировку функционирования политической системы в соответствии с волей и интересами ее участников. Контроль осуществляется при выявлении потребности в корректировки систем.

Политический процесс развивается по спирали, потому после 4й стадии идет снова первая.