Досудебные мероприятия предупреждения банкротства

 

Национальная система банкротства в РБ в своей практике прибегает к досудебным или послесудебным мероприятиям, среди которых:

  1. защитный период;
  2. конкурсное производство (санация или ликвидация);
  3. мировое соглашение.

 

Досудебное оздоровление ­– это система мер, предпринимаемых с целью предупреждения банкротства должником, государственными органами, местными исполнительными и распорядительными органами (в пределах компетенции) до момента подачи в хозяйственный суд заявления о банкротстве должника.

Данные меры направлены на улучшение финансового состояния должника, создание условий для его эффективной и стабильной хозяйственной и экономической деятельности. Они соответствуют законодательству и предполагают:

  1. изменение структуры и состава органов управления должника;
  2. взыскание дебиторской задолженности;
  3. выделение должнику бюджетных средств для погашения задолженности перед кредиторами;
  4. заключение договоров займа, кредитных договоров;
  5. погашение кредиторской за счёт других источников;
  6. привлечение инвестиций;
  7. реструктуризация задолженности по обязательным платежам и платежам за потреблённые услуги;
  8. ходатайство об изменении сроков уплаты налогов и сборов, штрафов, пошлин, пени и иных обязательных платежей, используя отсрочку, рассрочку, а также налоговый кредит;
  9. предоставление должнику кредиторов, бюджетных ссуд, субсидий и иных видов финансовой помощи;
  10. иные меры, не противоречащие законодательству о банкротстве.

 

В период досудебного оздоровления должника Правительство РБ вправе устанавливать ему отсрочку исполнения гражданско-правовых обязательств (мораторий) в целях обеспечения условий для стабильной и эффективной хозяйственно-экономической деятельности.

Должник может рассчитывать на финансовую помощь учредителей, кредиторов и государства. Условия её предоставления за счёт республиканского бюджета и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов определяются законом о бюджете РБ на соответствующий финансовый год, а за счёт местных бюджетов и местных внебюджетных фондов – решением о местном бюджете и актами местных исполнительных и распорядительных органов.

Для организации мер по досудебному оздоровлению должника создаются специальные комиссии по предупреждению экономической несостоятельности и банкротства предприятий-должников. Эти же комиссии констатируют неэффективность досудебного оздоровления должника и принимают решение о начале судебного этапа процедуры банкротства и подачи соответствующего заявления в хозяйственный суд.

Правом на подачу заявления в хозяйственный суд обладают:

  1. должник, прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве и иные уполномоченные на то органы в связи с неисполнением должником денежных обязательств;

2. должник, прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, налоговые и уполномоченные на то органы при неисполнении должником обязательств по уплате обязательных платежей.

Необоснованное неприятие своевременных мер по досудебному оздоровлению должника, не соответствующее действительности мотивирование отказа в принятии таких мер, а также принятие мер, приведших к экономической несостоятельности, банкротству, влекут наложение штрафа на физическое лицо в размере от 10 до 50 базовых величин, на юридическое лицо – от 50 до 500 базовых величин.


4. Послесудебные процедуры банкротства: защитный период, конкурсное производство, мировое соглашение