Налоговая нагрузка

 

При оценке налоговой нагрузки имеет значение не только уровень фис­кального потенциала налоговой системы, но и ее влияние на развитие соци­ально- экономических процессов.

В мировой практике для определения фискального потенциала действую­щей налоговой системы используется показатель «налоговая нагрузка». Для характеристики уровня налоговой нагрузки на макро- и микроуровне ис­пользуются различные показатели:

  1. налоговая нагрузка на экономику;
  2. налоговая нагрузка на одно предприятие в среднем по республике;
  3. налоговая нагрузка по отрасли;
  4. индивидуальная налоговая нагрузка на конкретное юридическое лицо или
    физическое.

 

Налоговая нагрузка на экономику

При определении налоговой нагрузки на экономику в качестве инфор­мации используются данные, характеризующие уровень централизации госу­дарством всех финансовых ресурсов, в числе которых главную часть состав­ляют налоги. Остальная часть – это средства от реализации государственного имущества и прибыль НБ.

Уровень централизации финансовых ресурсов рассчитывается:

 

 

Уровень централизации финансовых ресурсов в консолидируемом бюджете:

 

 

Уровень централизации финансовых ресурсов во внебюджетных фон­дах:

 

 

В отличие от этих показателей, уровень налоговой нагрузки характе­ризует долю налогов во вновь созданном обществом продукте, поэтому он ниже уровня централизации финансовых ресурсов государства.

В практике экономического анализа РБ наиболее часто используется показатель налоговой нагрузки на экономику. Он характеризует долю нало­гов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды во внутреннем валовом продукте. Он может быть рассчитан и без учета внебюджетных фондов в за­висимости от поставленной цели.

Налоговая нагрузка на экономику имеет два уровня:

  1. номинальный;
  2. реальный.

 

Номинальная налоговая нагрузка характеризует фискальный потенциал действующей системы налогообложения:

 

Реальная налоговая нагрузка рассчитывается:

 

Этот показатель характеризует фактические возможности экономики по формированию дохода бюджета и в сопоставлении с номинальной слу­жит индикаторам текущего состояния государственных финансов и эффек­тивности налоговой системы.

 

Показатели налоговой нагрузки на микроуровне

Помимо показателей налоговой нагрузки на макроуровне, используется ряд показателей на микроуровне, который рассчитывается как доля налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды к общему объему выручки конкретного предприятия или предприятий отрасли. Они характеризуют степень налоговых изъятий из выручки в усредненном виде и показывают долю налогов и неналоговых платежей в цене произведенных товаров и ока­занных услуг.

Средний уровень налоговой нагрузки на микроуровне определяется номинальный и реальный.

Он рассчитывается как отношение начисленных (уплаченных) налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды к суммарной выручке пред­приятий республики.

 

Отраслевой уровень налоговой нагрузки

Специфика отдельных отраслей экономики, нашедшая свое отражение в налоговой системе, отчетливо заметна при сравнительном анализе уровней их налоговой нагрузки, которая для этих целей рассчитывает отраслевой уро­вень налоговой нагрузки (анализ микроуровня).

 

Индивидуальный уровень налоговой нагрузки

Необходимо иметь в виду, что налоговая нагрузка конкретного пред­приятия может существенно отличаться не только от среднереспубликан­ской, но и от среднеотраслевой. Такое неравномерное распределение бреме­ни объясняется предоставлением отдельным предприятиям налоговых льгот, а также структурой производственных затрат и в конечном итоге финансово- экономическим положением предприятия.

Для обеспечения единого подхода к оценке уровня номинальной и ре­альной налоговой нагрузки на конкретное предприятие используется методи­ка, основанная на данных баланса и приложений к нему, или на основании расчетов по налогам и сборам, предоставляемых в налоговую инспекцию.

Реальная налоговая нагрузка представляет собой отношение уплачен­ных налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды к выручке предпри­ятия с учетом всех налогов. Она свидетельствует о фактическом участии предприятия в формировании бюджета и внебюджетных фондов.

Номинальная налоговая нагрузка предприятия характеризует фискаль­ный потенциал действующей налоговой системы по отношению к данному предприятию и рассчитывается как отношение начисленных налогов и сбо­ров в бюджет и внебюджетные фонды к выручке или к валовому сбору с учетом всех налогов.

Основным фактором, определяющим динамику данного показателя, является изменение действующего налогового законодательства. Различие между номинальной и реальной налоговой нагрузкой обусловлено наличием задолженности либо переплаты платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Взаимосвязь указанных показателей можно определить по следующей формуле:

 


11. Налоговые органы РБ

 

Основным налоговым органам является Министерство по налогам и сбо­рам, которое образовано на базе Государственного налогового комитета.

Министерство по налогам и сборам представляет собой единую централи­зованную систему налоговых органов, осуществляющих контроль за соблю­дением налогового законодательства. Кроме центрального аппарата в него входят 173 налоговые инспекции: 6 областных, 24 городских, 143 районных. В этой системе работает бо­лее 7000 специалистов. Они осуществляют контроль за исполнением налого­вого законодательства примерно 3-х млн налогоплательщиков. Руководитель Министерства по налогом и сборам назначается Президентом Республики Беларусь. Руководители нижестоящих налоговых органов назна­чаются руководителями вышестоящих налоговых органов.

Налоговые инспекции имеют только вертикальную подчиненность и в своей работе не подчиняются местным администрациям. Права и обязанно­сти государственных налоговых органов содержатся в законе «О государст­венной налоговой инспекции Республики Беларусь» от 2 февраля 1994г. с учетом изменений и дополнений, внесенных в последние годы. К полномочи­ям налоговых органов относятся:

1. издание нормативных актов.

2. учет налогоплательщиков.

3. исчисление отдельных налогов.

4. контроль за выполнением налогового законодательства.

5. ведение учета уплаченных налогов.

6. применение мер, направленных на предупреждение нарушения налогового
законодательства.

7. применение мер ответственности к нарушителям налогового законодательства;

8. контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета, сферой валют­
ной деятельности;

9. взыскание суммы штрафов, наложенных контролирующими органами;

10. координация работы других органов, осуществляющих налоговый кон­троль.