Финансовый механизм субъектов хозяйствования
Понятие и классификация финансового механизма
Тема 5. Финансовый механизм
Финансовый механизм – это совокупность методов, форм, рычагов, стимулов и инструментов воздействия на экономическое и социальное развитие общества в процессе осуществления распределительных и перераспределительных финансовых отношений.
Финансовый механизм является составной частью хозяйственного механизма государства. Его функционирование происходит в процессе формирования, распределения и использования разнообразных фондов денежных средств.
Составными частями финансового механизма являются:
- финансовый механизм коммерческих предприятий и хозяйственных организаций;
- финансовый механизм некоммерческих организаций и учреждений;
- страховой механизм;
- механизм функционирования государственных финансов.
В соответствии с территориальным делением РБ выделяют финансовый механизм республики и местных органов власти.
Во всех случаях каждая из рассматриваемых частей содержит определенные функциональные звенья:
- мобилизация ресурсов;
- финансирование;
- стимулирование и т.д.
Эти звенья имеют количественную и качественную определенность. Количественная определенность определяется суммой ресурсов, выделенной на те или иные цели. Она является первоосновой функционирования финансового механизма, т.е. без денежных средств невозможно решение каких-либо задач. Одновременно важно и то, каким образом осуществлялось формирование эти ресурсов и в каких формах и по каким каналам происходило их движение, а также на каких условиях они выделялись и использовались. Это определяет качественная определенность действия финансового механизма..
Финансы наряду с формированием и использованием фондов денежных средств являются инструментом воздействия на воспроизводственный процесс, который осуществляется через финансовый механизм.
Финансовый механизм – это система установленных государством типов, форм, видов и методов финансовых отношений.
Разнообразие состава финансового механизма и финансовых отношений позволяет классифицировать его на основе критериев и групп.
Структуру финансового механизма можно представить в виде схемы:
В зависимости от степени участия государства различают директивный и регулирующий финансовые механизмы.
Директивный финансовый механизм связан с участием государства в разработке и введении обязательных для всех субъектов финансовых отношений в сфере бюджетного устройства, налогообложения и финансового рынка.
Регулирующий финансовый механизм определяет процедуру финансовых отношений в тех сферах и звеньях децентрализованных финансов, где интересы государства напрямую не затрагиваются.
В зависимости от форм финансовый механизм классифицируется на государственный и местных органов власти.
Финансовый механизм государства представляет собой систему управления финансами и направлен на стабилизацию его финансов, совершенствование управления ими и укрепление финансового законодательства.
Функционирование финансового механизма государства происходит в процессе распределения, формирования и использования централизованных денежных средств, государственного регулирования децентрализованных финансов и осуществления контроля за этим процессом. В его основе лежит главная цель – стабилизация финансов.
Финансовый механизм местных органов власти направлен на финансовое обеспечение потребностей территорий.
Виды финансового механизма зависят от сфер и звеньев финансовой системы. В соответствии с этим выделяют:
- бюджетный механизм;
- механизм бюджетных и внебюджетных фондов.
Бюджетный механизм характерен наличием системы налогов, которые формируют доход бюджета, а также выбором всевозможных направлений использования бюджетных средств и методов финансирования.
Механизм бюджетных и внебюджетных фондов предназначен для финансового обеспечения конкретных программ.
Финансовый механизм сферы материального производства направлен, в первую очередь, на формирование и использование собственного капитала и отельных его составляющих: уставного фонда, добавочного фонда, резервного фонда и нераспределенной прибыли.
Финансовый механизм учреждений и организаций непроизводственной сферы связан с бюджетным финансированием и получением дополнительных доходов, связанных с коммерческой деятельностью.
На финансовом рынке финансовый механизм обслуживает «работу» временно свободных денежных средств физических и юридических лиц.
Методы финансового механизма зависят от сущностного понятия категории «механизм». Понятие «механизм» ассоциируется с инструментами и рычагами, финансовым обеспечением, финансовым регулированием и организационными структурами.
Методами финансового механизма является финансовое управление, финансовое планирование и прогнозирование, финансовый контроль и финансовый анализ.
Исходя из понятия «механизм», можно раскрыть конструкцию финансового механизма. Она включает инструменты и рычаги, финансовое обеспечение, финансовое регулирование и организационные структуры.
Финансовый механизм субъектов хозяйствования можно представить в виде следующей схемы.
Функционирование финансового механизма субъектов хозяйствования обеспечивается через финансовое обеспечение, финансовое регулирование и организационные структуры.
Финансовое обеспечение осуществляется за счёт собственных, заёмных и привлечённых средств. Оно реализуется в следующих формах:
- самофинансирование;
- банковское кредитование;
- бюджетное финансирование.
Финансовое регулирование как метод финансового воздействия связан с регламентированием распределительных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства и на предприятиях различных форм собственности.
Финансовое регулирование осуществляется с помощью определённых инструментов и рычагов. Они способствуют формированию финансовых ресурсов, управлению движением денежных средств и инвестиционной деятельностью. К таким инструментам относят доходы, прибыль, амортизационные отчисления, цену, дивиденды, процентные ставки и т.д.
В странах с развитой рыночной экономикой имеются сложные финансовые инструменты. Их называют деривативами. Они используются для хеджирования (защиты) финансово-хозяйственной деятельности путём переноса за определённую плату своего риска на тех, у кого этого риска нет, но они желали бы на него пойти. например, рынок ценных бумаг, венчурные компании, страховые компании.
При расходовании фондов финансовых ресурсов как централизованных, так и децентрализованных, используют финансовые рычаги. Каждый финансовый рычаг выполняет определённую функцию и имеет конкретную характеристику. Однако в совокупности они взаимосвязаны и представляют систему показателей, которые используются при организации т регулировании финансовых отношений.
Рычаги по своим функциям делятся на:
- стимулы;
- санкции;
- лимиты;
- нормы;
- нормативы.
В виде стимулов выступают всевозможные льготы, особые условия кредитования. А в виде санкций – штрафы, пени, неустойки.
Содержание финансовых методов регулирования основывается на сальдовом и налоговом методах.
Сальдовый метод предполагает осуществление распределения доходов по элементам с выделением итогового (сальдового) остатка. Промежуточные элементы при этом методе определяются на основе специальных расчётов.
Налоговый метод – сумма доходов распределяется по нормативам, т.е. ставкам и срокам, установленным законом для отдельных элементов. Каждому из них в системе распределительных отношений придаётся определённое целевое назначение в виде закреплённых за ним функций. Например, налог на прибыль, НДС, акцизы.
Финансовое обеспечение и финансовое регулирование взаимосвязаны и взаимозависимы, однако их функционирование осуществляется относительно самостоятельно. Это требует согласования и увязки всех составляющих финансового механизма.
Такая увязка осуществляется через организационные структуры, которые состоят из правового регламентирования, планирования и прогнозирования и управления.
Правовое регламентирование заключается в разработке и принятии законодательных актов по вопросам организации финансовой деятельности. Эту работу осуществляют органы власти.
Объектом планирования и прогнозирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а результатом – составление различных видов финансовых планов и прогнозов и бизнес-планов.
Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой.
Управление финансами осуществляется специальным аппаратом с помощью особых приёмов и методов, в том числе и стимулов, имеющих 2 стороны: поощрение и санкции.
Система финансовых стимулов – это инструменты и рычаги, которые воздействуют на общественное воспроизводство. Различного рода стимулы применяют при формировании доходов, накоплений и фондов.
Льготы и санкции применяют при организации финансирования и кредитования субъектов хозяйствования.
Важное значение имеет и разработка количественных параметров применения ставок, норм и нормативов. Они должны носить, в первую очередь, стимулирующий характер.
Таким образом, финансовый механизм должен обеспечивать увязку всех его элементов с интересами государства, субъектов хозяйствования и населения.