ВОПРОС: Конкурентные преимущества экономики России.

Содержание системы обеспечения конкурентоспособности.

ЛЕКЦИЯ № 4.

  1. Конкурентные преимущества экономики России
  2. Внешние и внутренние факторы конкурентных преимуществ объекта
  3. Оценка конкурентоспособности объекта (отрасли, товара, персонала, региона, страны).
  4. Стратегические направления повышения конкурентоспособности отраслей и сфер деятельности в РФ.

 

Конкурентные преимущества экономики РФ:

· Крупные запасы природных ресурсов, имеющих мировое значение

· Многочисленные трудовые ресурсы с высоким образовательным уровнем и хорошей профессиональной подготовкой

· Наличие в некоторых отраслях промышленности уникальных передовых технологий

· Значительные масштабы основных производственных фондов

 

Однако реализации этих преимуществ препятствуют следующие конкурентные слабости экономики РФ:

· сильно исчерпаны крупные легкодоступные месторождения полезных ископаемых

· преобладание в большинстве отраслей отсталых неконкурентоспособных технологий

· чрезвычайно высокая ресурсоемкость и затратность производства

· Высокий износ ОФ

· резкая неравномерность в экономическом и социальном развитии регионов в России.

 

 

Оценка конкурентоспособности персонала:

Данную оценку осуществляют исходя из конкурентных преимуществ, которые бывают по отношению к персоналу внешними и внутренними.

Внешние конкурентные преимущества персонала определяются конкурентоспособностью организации, в которой работает конкретный рабочий (специалист).

Внутренние конкурентные преимущества персонала могут быть наследственными и приобретенными.

 

Примерный перечень качеств персонала и их весомость:

 

Качества персонала Весомость качества персонала
рабочий специалист менеджер
Конкурентоспособность организации 0,2 0,25 0,2
Наследственные конкурентные преимущества 0,2 0,15 0,15
Деловые качества 0,3 0,4 0,2
Интеллигентность, культура 0,05 0,05 0,1
Коммуникабельность 0,05 0,05 0,1
Организованность 0,05 0,05 0,15
Возраст, здоровье 0,15 0,05 0,1
 

 

Оценку конкурентоспособности конкретной категории персонала определяют по формуле:

 

КП = ∑∑ (α* β) / 5n → 1

 

α - коэффициент весомости конкретной категории персонала

β - оценка конкретного качества, данная каждым экспертом по 5-балльной системе

n - количество экспертов

5n - максимально-возможное количество баллов, которое получено каждым работником.

 

Устанавливаются условия оценки экспертами качества персонала:

1 балл - качество отсутствует

2 балла - качество проявляется очень редко

3 балла - качество проявляется на среднем уровне

4 балла - качество проявляется часто

5 балла - качество проявляется систематически, устойчиво и наглядно

 

ПРИМЕР результата оценки конкурентоспособности менеджера экспертной группой из трех человек:

 

№ эксперта Экспертная оценка качеств менеджера по 5-балльной шкале

 

К = (0,2 * (4+4+4) + 0,15 * 14 + 0,2 * 14 + 0,1 * 11 + 0,1 * 15 + 0,15 * 14 + 0,1 * 12) / 5 * 3 = 0,88

Менеджер данной организации имеет достаточно высокий уровень конкурентоспособности.

 

 

Оценка конкурентоспособности товара:

Конкурентоспособность товара желательно измерять количественно, что позволит управлять ее уровнем. Для измерения конкурентоспособности товара учитывается полезный эффект и совокупные затраты.

 

КТ = П / З

 

П - полезный эффект

З - затраты

Полезный эффект – совокупность свойств товара, используемых для выполнения конкретных работ конкретным потребителем; а качество – это потенциальный полезный эффект для нескольких групп потребителей.

Полезный эффект использования товара меньше интегрального показателя качества.

Приближение этих показателей др. к др. приводит к унификации товара, а разрыв между ними – к недоиспользованию полезных возможностей объекта.

При проектировании товара учитывается, что оптимальный полезный эффект должен составлять 0,8 – 0,9 от интегрального показателя качества.

Полезный эффект можно измерять производительностью товара.

 

Цена потребления = Затраты на покупку + Затраты на эксплуатацию.

 

ПРИМЕР: оценка конкурентоспособности компрессора

 

Описание образца Полезный эффект, млн м3 возд. Совокупные затраты, млн руб Эффективность, м3 / руб Конкурентоспо-собность по отношению к лучшему образцу Выводы
Проектиро- вание вариант №1 6,5 2,4 2,71 0,85 Не конкурентоспособен
Проектиро- вание вариант №2 8,8 2,6 3,38 1,06 конкурентоспособен
Конкурент 1   5,8 2,2 2,64 0,81 Не конкурентоспособен
Конкурент 2   7,2 2,3 3,13 0,98 Не конкурентоспособен
Конкурент 3   2,5 3,2 Лучший образец-аналог

 

Оценка конкурентоспособности организации:

Конкурентоспособность организации определяется в статике м в динамике.

В статике конкурентоспособность определяется с учетом весомости товаров и рынков, на которых они реализуются.

 

КОРГ = ∑ а * в * к → 1

 

а - удельный вес i – товара организации в объеме продаж за анализируемый

период

в - показатель значимости рынка, на котором представлен товар организации. Для промышленно-развитых стран (США, Япония, Канада, Евросоюз) значимость рынка = 1.

Для остальных стран 0,7

Для внутреннего рынка 0,5

к - Конкурентоспособность товара на конкретном рынке

 

 

ПРИМЕР: исходные данные для оценки конкурентоспособности организации-производителя:

 

Показатели Товары
а б в г
Рынок, на котором представлен товар Пром. разв. страны Остальные страны Внутренний рынок Внутренний рынок
Значимость рынка 0,7 0,5 0,5
Уровень конкурентоспособности товара на данном рынке 0,95 1,05 1,1 0,97
Объем продаж на данном рынке, млн. ден. ед.
Удельн. вес товара в общем объеме продаж 0,055 0,194 0,676 0,075

 

КОРГ = 0,055 * 1 * 0,95 + 0,194 * 0,7 * 1,05 + 0,676 * 0,5 * 1,1 +