ВОПРОС: Барьеры входа-выхода из отрасли.

Оценка перспектив развития отраслевых рынков.

ЛЕКЦИЯ № 2.

  1. Барьеры входа-выхода из отрасли.
  2. Теория квазиконкурентных рынков.

Барьеры входа – любые факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического и экономического характера, препятствующие новым агентам вступить на данный рынок и на равных конкурировать с уже действующими на нем агентами.

 

Барьеры входа могут носить структурный характер, обусловленный особенностями отрасли и рынка. Важное значение имеет также сужение географических границ рынка вследствие роста транспортных издержек.

Особое место занимают барьеры, вызванные действиями органов власти.

 

Барьеры выхода с рынка связаны со структурными характеристиками конкретного вида хозяйственной деятельности, а именно: ликвидность активов; возможность диверсификации производства с использованием имеющегося оборудования, технологий, источников сырья; замкнутость и связанность технологических цепочек.

 

По уровню барьеров, устанавливаемых на пути входа фирмы в отрасль, выделяют следующие типы отраслевых рынков:

1. Отраслевые рынки со свободным входом. На этих рынках цена устанавливается на уровне предельных издержек, и действующие на рынке фирмы не обладают никакими преимуществами.

 

2. Отраслевые рынки с краткосрочными барьерами входа. Старые фирмы могут получать положительную экономическую прибыль в краткосрочном периоде. Однако в долгосрочном периоде преимущества исчезают.

 

3. Отраслевые рынки с замедленным входом. На этих рынках старые фирмы длительное время сохраняют преимущества, особенно в ценовой политике. Они и в долгосрочном периоде будут иметь положительную прибыль.

 

· Отраслевые рынки с блокированным входом. Вход новых фирм на рынок полностью блокирован и в долгосрочном, и в краткосрочном периодах.

 

Каждому типу рыночной структуры соответствуют свои типы барьеров, нужно определить алгоритм структурного построения рынка по отношению к возможным барьерам входа и выхода.

 

Барьеры можно разделить на 2 категории:

- нестратегические, действующие в отрасли независимо от функционирующих предприятий

- стратегические, вызванные деятельностью продавцов (покупателей) на рынке.

 

Нестратегические барьеры:

· Ограничение спроса (ёмкости рынка): низкая платежеспособность, насыщенность рынка.

· Барьеры капитальных затрат (объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок). На величину капитальных затрат оказывают влияние следующие факторы: степень развитости, организованности и открытости рынка труда, рынка инвестиционных товаров и рынка технологий. Состояние рынка капитала способствует получению кредита, снижению барьеров для входа на товарный рынок.

· Барьеры, основанные на преимуществе в уровне затрат. Абсолютные преимущества в издержках создаются за счет того, что старые фирмы имеют доступ к более дешевым и более качественным источникам ресурсов. Эти преимущества уже действующих фирм могут возникать за счет доступа к удобным сырьевым источникам за счет технологического превосходства и доступности к заёмному капиталу. У ранее действующих форм снижаются затраты на рекламу, но при этом нужно учитывать, является ли данный рынок «рекламоинтенсивным».

· Барьеры, связанные с эффектом масштаба. Источниками экономии на масштабах производства могут служить следующий факторы: наличие постоянных издержек, которые распределяются равномерно и убывают по мере роста выпуска; использование преимуществ разделения труда и специализации; увеличение размеров производственной единицы, если размер предприятия возрастает в меньшей степени, чем рост выпуска; использование унифицированных, стандартизированных, массовых изделий.

 

Стратегические барьеры:

Они создаются сознательно деятельностью самих фирм, препятствующих проникновению новых фирм в отрасль. Они бывают следующими:

· Лимитирующее ценообразование

· Высокая степень дифференциации продукта. Старая фирма для предотвращения входа новых фирм может заполнить рынок значительным количеством товаров субститутов, так что новой фирме будет трудно найти свою нишу среди изобилия товарных марок.

· Долгосрочные контракты с поставщиками и покупателями. Новой фирме будет сложно найти поставщиков ресурса либо рынок сбыта, если подобные контракты существуют в отрасли.

· Вертикальная интеграция

· Согласованная ценовая политика

· Наличие резервных мощностей

· Дополнительные инвестиции в оборудование (необходимость у входящей фирмы). Если старая фирма обладает избыточными производственными мощностями, то при первой же угрозе входа новой фирмы может увеличить выпуск до уровня, ограничивающего вход, а новая фирма потеряет величину необратимых издержек.

· Необходимость значительных расходов на рекламу. Рекламные расходы увеличивают минимальный выпуск в отрасли, необходимый для организации эффективного производства, и понижают ее ожидаемую прибыль.

Ценообразование, ограничивающее вход.

Для потенциального конкурента важно знать, какая установится цена в отрасли, после того как он войдет на рынок. Чем больше размер выпуска потенциального конкурента, тем ниже должна быть цена, чтобы это дополнительное предложение товара нашло сбыт. Но чем ниже цена после входа, тем больше время возмещения издержек по проникновению в отрасль, тем рискованнее становится вход.