ВОПРОС: Показатели рыночной структуры.

Для определения типа рыночной структуры можно использовать показатели рыночной власти фирмы. Они бывают прямые и косвенные. Прямые непосредственно показывают степень влияния фирмы на рынок. Косвенные характеризуют рыночную ситуацию в целом, исходя из них можно понять степень независимости фирмы при принятии рыночных решений.

Прямые показатели: индексы Бейна, Тобина, Лернера.

Косвенные показатели: индекс концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, коэффициент относительной концентрации, дисперсия рыночных долей, коэффициент Джини.

 

Для каждого типа рынка эти показатели принимают свое значение. Определив значение показателя рыночной власти, можно установить тип рыночной структуры и возможный вариант поведения фирмы.

 

Индекс Херфиндаля-Хиршмана:

Определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке: HHI =S (Si) 2, I = 1, 2,…, n.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана принимает значения от 0 (в иде­альном случае совершенной конкуренции, когда на рынке бесконечно много продавцов, каждый из которых контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует только одна фирма, производя­щая 100% выпуска). Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке.

 

Индекс Лернера :

Отражает отклонение цены от предельных затрат, связанных с неэффективным размещением ресурсов в условиях монополии.

 

IL= (P-MC) / P = (Pm – Pc )/ Pm = Iнн / Ed,

 

MC - предельные издержки

P - цена

Pm - цена неконкурентного рынка

Pc - цена конкурентного рынка

Iнн - доля фирмы на рынке

Ed, - Эластичность спроса по цене

 

Чем больше цена фирмы отклоняется от конкурентных норм, тем выше индекс Лернера. Индекс Лернера для рынка совершенной конкуренции равен 0 и рыночная власть фирм отсутствует.

Работающая конкуренция: IL →0

Монополистическая конкуренция: 0,3 ‹ IL ‹ 0,5

Олигополия: 0,6 ‹ IL ‹ 0,8

Доминирующая фирма: 0,8 ‹ IL ‹ 0,9

Монополия: IL = 1

 

Индекс Бейна:

Характеризует рыночную власть фирмы.

 

B = (Па – Пн) / К = [TR – TC] / К

 

Па - бухгалтерская прибыль

Пн - нормативная прибыль

К - собственный капитал

TR - выручка фирмы

TC - издержки

 

Чем больше значение индекса, тем сильнее власть фирмы.

 

Индекс концентрации:

Измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действу­ющих на рынке:

Ck= S Si, I =1, 2...k,

 

Si – размер фирмы (например, рыночная доля);

k – количество фирм, для которых рассчитывается показатель.

 

Индекс концентрации измеряет сумму долей k крупнейших фирм на рынке. Для одного и того же числа крупнейших фирм, чем больше индекс концентрации, тем дальше рынок от идеала совершенной конку­ренции. Однако информация, которую дает нам индекс концентрации, да­леко не достаточна для характеристики рынка. Показатель индекса кон­центрации не говорит о том, каков размер фирм, которые не попали в выборку k, а также об относительной величине фирм из выборки. С этой особенностью индекса концентрации связана возможная неточность при его использовании.

 

Индекс Тобина:

 

q = P / C

 

P – рыночная стоимость активов фирмы

С – восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимых для приобретения активов фирмы по текущим ценам.

 

Чем больше значение индекса, тем сильнее власть фирмы. Если индекс Тобина меньше 1, то это означает неблагоприятную ситуацию для фирмы. Фирма находится на грани банкротства.

 

Дисперсия рыночных долей и логарифмов рыночных долей:

Для измерения степени неравенства размеров фирм, действующих на рынке, используется показатель дисперсии рыночных долей:

 

s2=1/n * S (si-sср)2 , i=1,…,n ,

 

Si – доля фирмы на рынке

Sср – средняя доля фирмы на рынке, равная 1/n,

n – число фирм на рынке.

 

Характеризует не­равномерность распределения долей между участниками рынка.

Чем больше неравномерность распределения долей, тем при про­чих равных условиях более концентрированным является рынок. Одна­ко дисперсия не дает характеристику относительного размера фирм; по­этому дисперсию можно применять только в качестве вспомо­гательного средства, скорее для оценки неравенства в размерах фирм, чем уровня концентрации.

 

Индекс Джини:

G = (1 / 2 * (n – 1)) ٭∑I ٭∑j (Yi-YJ), i=1,…,n; j=1,…,n ,

 

Yi - объем выпуска i-фирмы

YJ - объем выпуска j-фирмы

 

Чем выше индекс Джини, тем выше неравно­мерность распределения рыночных долей между продавцами, и, следова­тельно, при прочих равных условиях выше концентрация на рынке.

 

Коэффициент относительной концентрации:

К = [20 + 3b] / a

 

b – доля крупнейших предприятий рынка в общем количестве предприятий, %.

a - доля продукции этих предприятий в общем объеме выпускаемой

продукции, %.

 

Если К › 1: концентрация отсутствует, рынок конкурентен.

Если К ‹ 1: высокая концентрация, рыночная власть фирмы велика.