Теория эффективной организации (система 4).

Бюрократическая школа управления.

Представитель: М. Вебер

Принцип:

  1. все задания необходимые для достижения цели должны разделяться на высоко специализированные виды работ (специализация). Исполнители должны стать высокими профессионалами в своей работе, чтобы нести ответственность.
  2. каждое задание должно выполняться в соответствии с постоянной системой абстрактных правил (по инструкции)
  3. каждый сотрудник или офис организации должен отвечать перед своим руководителем за свои действия и действия своих подчиненных. Власть руководителя основывается на его профессиональной занятости. Эта власть делегируется ему с верхних уровней управления. Таким образом, создается скалярная цепь.
  4. каждое официальное лицо должно вести дела своего офиса безлично и формально. Руководитель должен поддерживать социальную дистанцию между собой и клиентом. Должны отсутствовать отношения, основанные на личной дружбе и знакомстве.
  5. принимая на работу сотрудников нужно учитывать техническую квалификацию, и работник должен быть защищен от произвольного увольнения.

Учитывая эти 5 принципов, и построенная с их учетом организация приближается к бюрократии идеального типа.

 

Основатель этой школы Лайкерт. Согласно его теории, эффективной является та организация, которая побуждает руководителя сосредоточить главное внимание на создание эффективной рабочей группы с высоко производительными целями (цели которые ведут к высоким результатам)

Он утверждал, что организации, построенные на основе классической теории организации, являются не эффективными и не учитывают изменения характера внешней среды. К таким изменениям Лайтер относил:

  1. рост конкуренции со стороны организации, которая имеет относительно более низкую себестоимости продукции при одинаковой технологии.
  2. Рост конкуренции имеют более высокие технологии и более высокое качество выполнение продукции при одинаковой себестоимости.
  3. тенденции к большей индивидуальной своде и инициативе на нижних уровнях управления и связанных с этим сокращение полномочий верхних уровней.
  4. повышение уровня образования руководящего состава всех уровней управления, выраженных в поведении людей, способных принимать самостоятельные решения.
  5. повышенное внимание здоровью и личности в организации
  6. усложнение технологий, что требует от каждого работника повышение квалификации. В таких случаях руководитель организации знает о подразделении менее чем его подчиненные руководители подразделений.

 

Составление характеристик организации.

 

Характеристика организации Классическая организация Эффективная организация
Процесс руководства Данный процесс не включает доверие и ответственность руководителя и подчиненных. Подчиненные не свободны в обсуждении рабочих проблем со своими руководителями, которые в свою очередь не считаются с их поведением и мнением Процесс руководства предполагает доверие и ответственность руководителя и подчиненных. Подчиненные обсуждают рабочие проблемы с руководителем, а руководители считаются с мнением и требованием своих сотрудников.
Мотивационный процесс Включает только физические, экономические и мотивы безопасности. Часто сотрудников пытаются проверять с помощью санкций, поэтому отношение к организации со стороны сотрудников не благосклонны. Чаще всего превалируют связи наемных работников. Охватывает широкий круг мотивов подчиненных. В такой организации подчиненные принимают участие в разработке мотивов, что является залогом и благосклонного отношения к организации и ее целям
Процесс коммуникации Информация поступает сверху вниз, имеет тенденции к искажению, часто имеет не точности и поэтому рассматривается подчиненными с подозрением Информация свободно перемещается по всей организации вертикально и горизонтально, благодаря этому информация дается точно и не искаженно
Процесс взаимодействия Данный процесс закрытый и ограничен, т.е. подчиненный мало влияет на цели, методы и деятельность подразделения. Открытый и широкий, т.е. руководитель и подчиненные могут воздействовать на цели, методы и деятельность организации.
Процесс принятия решений Относительно централизован и происходит только в верхних звеньях организации Достаточно децентрализован, и он происходит на всех уровнях управления путем группового участия
Процесс постановки цели Сосредоточен в верхних звеньях управления и не стимулирует групповое участие. Побуждает групповое участие
Процесс контроля Централизованна и основная направленность контроля - это порицание за ошибки Процесс «распылен» по всей организации. Делается на самоконтроле и решение проблем внутри подразделения.
Цели производства Достаточно низкие руководство ведет их пассивный поиск и ничего не предпринимает для развития человеческих ресурсов организации Цели производства высокие руководители ведут их активный поиск и предпринимают комплекс мер для развития человеческих ресурсов.