Административная школа управления.
Школа научного управления.
История развития теория организации.
Классическая теория организации включает 3 школы:
- школа научного управления
- административное управление
- бюрократическое управление организацией.
Представители: Тейлор, Эффр, Гант.
Создатели школы научного управления по существу занимались рационализацией труда рабочих. Используя наблюдение, логику и проводя анализ, они старались усовершенствовать многие операции рунного труда и добиться усовершенствования работы.
Например, Тейлор замерял количество железной руды и угля, которое человек мог поднять на лопатах различного размера, чередования отдыха и труда с целью повышения производительности.
Тейлор и Гилберт основывались на получении информации, изменяли рабочие операции.
Сущность:
- вместо волевых решений необходимо научно обосновывать каждый элемент, а для этого нужно:
- исследовать все движения при выполнении работ
- хронометрировать последовательность движения и время на выполнение операций
- осуществлять нормирование труда (разработка норм и каждую отдельную операцию)
- с помощью определенных критериев отбирать рабочую силу, затем обучать и развивать ее
- тесно сотрудничать с рабочими, обеспечивая при этом выполнение работы в соответствии с разработанными принципами науки управления.
- обеспечение обоснованного разделение труда и ответственность между руководителем и работником
- введение премиальной системы оплаты труда (мотивация)
- впервые школа научного управления говорит о необходимости иметь руководителя, занимающегося только управлением.
Школа научного управления, по сути, занималась научной организацией труда (НОТ). В современных предприятиях рационализацией труда рабочих занимается НОТ.
Представители школы научного управления в основном были выходцы из рабочего класса.
В отличие от школы научного управления представители административной школы управления были руководители крупных компаний. Одним из представителей являлся Фацоль. Он руководил крупной французской компанией, он разработал 14 принципов управления и некоторые применяются до сих пор.
- разделение труда (специализация). Целью разделения труда является выполнение работы большей по объему и с лучшим качеством при тех же условиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должно быть направлено внимание и усилия работы.
- полномочия и ответственность. Полномочия – есть право отдавать приказ. Ответственность возникает там, где есть полномочия. Ответственность за выполнение задания.
- дисциплина – предполагает уважение в достигнутом соглашении между фирмой и ее работниками.
- единоначалие – работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.
- единство управления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена одним планом, и управляться одним руководителем.
- подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника не должны превалировать над интересами компании.
- вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую заработную плату за свою работу.
- централизация. Должна бать определенная пропорция между централизацией и децентрализацией.
- скалярная цепь командования. Скалярная цепь – ряд лиц стоящих на руководящих должностях начиная от лица занимающего самое высокое положение вниз до руководителя низового уровня.
- порядок – место для всего и все на своем месте.
- справедливость – сочетание доброты и правосудия.
- стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность деятельности организации. Руководитель, который держится за свое рабочее место предпочтительней, чем талантливый менеджер, который быстро может покинуть организацию и не держится за место.
- инициатива. Нужно поддерживать инициативу
- корпоративный дух. Союз – это сила.