Административная школа управления.

Школа научного управления.

История развития теория организации.

Классическая теория организации включает 3 школы:

  • школа научного управления
  • административное управление
  • бюрократическое управление организацией.

Представители: Тейлор, Эффр, Гант.

Создатели школы научного управления по существу занимались рационализацией труда рабочих. Используя наблюдение, логику и проводя анализ, они старались усовершенствовать многие операции рунного труда и добиться усовершенствования работы.

Например, Тейлор замерял количество железной руды и угля, которое человек мог поднять на лопатах различного размера, чередования отдыха и труда с целью повышения производительности.

Тейлор и Гилберт основывались на получении информации, изменяли рабочие операции.

Сущность:

  1. вместо волевых решений необходимо научно обосновывать каждый элемент, а для этого нужно:
    1. исследовать все движения при выполнении работ
    2. хронометрировать последовательность движения и время на выполнение операций
    3. осуществлять нормирование труда (разработка норм и каждую отдельную операцию)
  2. с помощью определенных критериев отбирать рабочую силу, затем обучать и развивать ее
  3. тесно сотрудничать с рабочими, обеспечивая при этом выполнение работы в соответствии с разработанными принципами науки управления.
  4. обеспечение обоснованного разделение труда и ответственность между руководителем и работником
  5. введение премиальной системы оплаты труда (мотивация)
  6. впервые школа научного управления говорит о необходимости иметь руководителя, занимающегося только управлением.

Школа научного управления, по сути, занималась научной организацией труда (НОТ). В современных предприятиях рационализацией труда рабочих занимается НОТ.

Представители школы научного управления в основном были выходцы из рабочего класса.

В отличие от школы научного управления представители административной школы управления были руководители крупных компаний. Одним из представителей являлся Фацоль. Он руководил крупной французской компанией, он разработал 14 принципов управления и некоторые применяются до сих пор.

  1. разделение труда (специализация). Целью разделения труда является выполнение работы большей по объему и с лучшим качеством при тех же условиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должно быть направлено внимание и усилия работы.
  2. полномочия и ответственность. Полномочия – есть право отдавать приказ. Ответственность возникает там, где есть полномочия. Ответственность за выполнение задания.
  3. дисциплина – предполагает уважение в достигнутом соглашении между фирмой и ее работниками.
  4. единоначалие – работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.
  5. единство управления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена одним планом, и управляться одним руководителем.
  6. подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника не должны превалировать над интересами компании.
  7. вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую заработную плату за свою работу.
  8. централизация. Должна бать определенная пропорция между централизацией и децентрализацией.
  9. скалярная цепь командования. Скалярная цепь – ряд лиц стоящих на руководящих должностях начиная от лица занимающего самое высокое положение вниз до руководителя низового уровня.
  10. порядок – место для всего и все на своем месте.
  11. справедливость – сочетание доброты и правосудия.
  12. стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность деятельности организации. Руководитель, который держится за свое рабочее место предпочтительней, чем талантливый менеджер, который быстро может покинуть организацию и не держится за место.
  13. инициатива. Нужно поддерживать инициативу
  14. корпоративный дух. Союз – это сила.