Современные теории и концепции обучения
Лекция №3
План
1. Ассоциативно - рефлекторная теория обучения.
2. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.
3. Теория проблемно-деятельностного обучения.
4. Концепция программированного обучения.
ЛИТЕРАТУРА
Наиболее фундаментально в педагогике проработаны, психологически обоснованы и проверены на практике следующие теории обучения:
ассоциативно - рефлекторная;
поэтапного формирования умственных действий и понятий;
проблемно - деятельностного;
содержательного обобщения В.В. Давыдова - Д.Б. Эльконина(развивающее обучение);
программированного обучения и др.
1. Ассоциативно - рефлекторная теория обучения.
В соответствии с этой теорией сформулированы дидактические принципы, разработано подавляющее большинство методов обучения. В основе ассоциативно - рефлекторной теории обучения лежат выявленные И.М. Сеченовым и И.П.Павловым закономерности условно - рефлекторной деятельности головного мозга человека. Согласно их учению, в мозгу человека идет постоянный процесс образования условно - рефлекторных связей - ассоциаций. От того, какие ассоциации будут устойчивыми и закрепятся в сознании, зависит индивидуальность каждой личности. На основе учения о физиологии умственной деятельности известные отечественные ученые - психологи, педагоги С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Ю.А. Самарин, П.А. Шеварев и др. разработали ассоциативно - рефлекторную теорию обучения.
Кратко смысл данной теории можно выразить следующими положениями:
Усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций - простых и сложных.
Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей имеет определенную логическую последовательность и включает в себя следующие этапы:
восприятие учебного материала;
его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий;
запоминание и сохранение в памяти изученного материала;
применение усвоенного в практической деятельности.
Основным этапом процесса обучения выступает активная мыслительная деятельность обучаемого по решению теоретических и практических учебных задач.
Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении ряда условий:
формирование активного отношения к обучению со стороны обучаемых;
подача учебного материала в определенной последовательности;
демонстрация и закрепление в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности;
применение знаний в учебных и служебных целях, и т. п.
Из данных теоретических положений можно сделать практические выводы:
Овладение учебным материалом начинается с его восприятия. Для улучшения восприятия учебной информации важно привлечь органы чувств:
слуховые;
зрительные;
двигательные и др.
Если учебный материал содержит большое количество блоков, то для его восприятия лучше применять специальные приемы:
выделять главное;
применять подчеркивание;
использовать цвет;
предлагать обратить особое внимание и т. д.
Для активизации процесса осмысления учебного материала важно, чтобы он был:
доступным;
логически взаимосвязанным;
правильно понятым;
актуализированным.
В процессе обучения важно обеспечить не только восприятие и осмысление учебного материала, но и его закрепление в памяти. Для этого необходимо:
составление конспекта изученного;
повторение;
рассказ;
объяснение;
показ усвоенного товарищу;
применение полученных знаний в практической деятельности.
Основой процесса овладения знаниями является их применение на практике.
2. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.
В разработке данной теории активное участие приняли известные ученые-психологи А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Талызина и др.
Основные положения:
Идея о принципиальной общности строения внутренней и внешней деятельности человека. Согласно этой идее умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений происходит путем интериоризации, т. е. поэтапным переходом "материальной" (внешней) деятельности во внутренний умственный план.
Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей:
ориентировочной (управляющей);
исполнительной (рабочей);
контрольно-ориентировочной.
Каждое действие характеризуется определенными параметрами:
формой совершения;
мерой обобщенности;
мерой развернутости;
мерой самостоятельности;
мерой освоения и др.
Качество приобретаемых знаний, навыков и умений, понятий развитие умственных способностей зависит от правильности создания ориентировочной основы деятельности (ООД). ООД - текстуально или графически оформленная модель изучаемого действия и система условий его успешного выполнения.
В процессе обучения принципиально новым знаниям, практическим навыкам теория поэтапного формирования умственных действий выделяет несколько этапов:
мотивационный;
предварительное ознакомление с действием;
выполнение материализованного действия в соответствии с учебным заданием во внешней материальной, развернутой форме.
внешняя речь обучаемого (ученики проговаривают вслух действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают).
беззвучной устной речи (ученики проговаривают про себя действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают).
автоматическое выполнение отрабатываемых действий.
3. Теория проблемно-деятельностного обучения.
Данная теория реализует два основополагающих принципа обучения: принцип проблемности и принцип деятельности в обучении. Сущность проблемно-деятельностной теории обучения заключается в том, что в процессе учебных занятий создаются специальные условия, в которых обучающийся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживает и осмысливает учебную проблему, мысленно и практически действует в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов ее решения.
Можно выделить несколько этапов познавательной учебной деятельности учеников:
восприятие и осмысление обучаемыми созданной учителем проблемной ситуации. Ученики знакомятся с ситуацией, анализируют ее, выделяют лежащее в ее основе противоречие и осознают сущность своего затруднения.
ученики создают и обосновывают модель своих возможных действий по разрешению проблемной ситуации. Обучаемые пробуют разрешить возникшую проблему на основе имеющихся у них знаний, а когда это не удается, они путем догадки, логических рассуждений или в ходе самостоятельного поиска новых знаний в учебниках, учебных пособиях выстраивают мысленную модель своих действий по ее решению.
индивидуальные действия в соответствии с созданной моделью. Во время практических действий уточняется и корректируется принятое решение.
анализ проведенного действия и проверка правильности решения проблемы.
анализ мышления в ходе проведенного действия. Анализ того, как обучаемый мыслил в ходе практического действия, способствует развитию его интеллектуальных способностей, выходу за пределы традиционных решений, отказу от шаблонов и стереотипов в мыслительной деятельности.
4. Концепция программированного обучения.
Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.)Программированный учебный материал представляет собой сравнительно небольшие порции учебной информации (кадры, файлы), подаваемые обучаемому в определенной логической последовательности. После каждой порции информации дается контрольное задание в виде вопроса, задачи, упражнения, которое нужно немедленно выполнить. В случае правильного выполнения контрольного задания обучающий получает новую порцию учебной информации. Функцию контроля выполняет обучающее устройство.
Различают следующие программы:
линейные;
разветвленные;
адаптивные;
комбинированные.
Линейные - последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольными заданиями.
Разветвленная программа - представляет дополнительную учебную информацию, которая позволяет выполнить контрольное задание, дать правильный ответ и получить новый блок учебной информации.
Адаптивная программа - предоставляет возможность самостоятельно выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения и обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям.
Комбинированная программа - включает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования.
Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, обеспечивающей возможность выполнять разнообразные интеллектуальные операции и использовать приобретаемые знания при решении учебных задач. Выделяют следующие блоки:
информационный блок;
тестово-информационный (проверка усвоенного);
коррекционно-информационный;
проблемный блок;
блок проверки и коррекции.
Модульное обучение при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей. Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.
Объединение идей модулей с технологией проблемного обучения дает гибкую технологию проблемно-модульного обучения.