Идея Дельфи

Классический мозговой штурм

Методы поиска новых идей и решений

Анализ эффективности решения

Реализация решения

Принятие решения

Подготовка решения

Алгоритм принятия управленческого решения (интерпретация А. Чернявского)

-выявление и анализ проблемной ситуации

-формирование целей

-оценка времени и ограничений

-выявление и рассмотрение альтернатив

-предварительный выбор приемлемых альтернатив (основного и запасного решений)

- оценка альтернатив со стороны лица, принимающего решение

- выбор и принятие решений (основного и запасного)

- определение порядка, сроков и методов выполнения решения, мотивации исполнителей

- определение исполнителей и доведение до них решения для выполнения

- обеспечение исполнителей ресурсами и полномочиями

- организация контроля выполнения решения

- учет, контроль и анализ выполнения решения

- определение эффективности решения

Предложенный алгоритм предусматривает выработку и принятие одновременно двух вариантов решения: основного и запасного.

Соответственно исполнителям также доводятся два задания: основное и запасное. При невозможности выполнения основного задания из-за сбоев в производстве (что характерно для отечественной практики управления) исполнители немедленно переходят к выполнению запасного задания.

Рассматриваемый способ принятия и реализации решения имеет несколько преимуществ:

1) исполнители имеют возможность и время на обдумывание способов выполнения обоих заданий (основного и запасного);

2) при сбоях в производстве из-за несвоевременной поставки материалов, отсутствия электроэнергии и прочего руководитель не теряет времени на выработку нового решения;

3) поскольку исполнители не теряют рабочего времени на получение нового задания, производительность их труда повышается на 25-30 %.

 

 

Мозговой штурм (мозговая атака) — это метод работы группы, согласно которому первоочередной целью является нахождение новых альтернативных вариантов решений в проблемной ситуации.

Все проблемы можно подразделить на три основных характерных типа:

•аналитические или причинные (почему клиенты слабо заинтересованы в приобретении продукта вашего предприятия);

•синтетические (как обеспечить эффективную и достаточную реализацию вашего продукта при условии слабой заинтересованности в нем);

•проблемы выбора (какой выбрать наиболее быстрый способ эффективной реализации вашего продукта).

Стадии мозгового штурма:

•представление проблемы для рассмотрения;

•выдвижение как можно большего количества идей для решения проблемы;

•лицо, представляющее проблему для рассмотрения, выбирает несколько идей для дальнейшей проработки;

•на основе отобранных идей разрабатывают альтернативные варианты решения.

Процесс мозгового штурма обычно длится 2—3 ч, из них большая часть времени приходится на последнюю стадию — выработку действенных управленческих решений.

Организация мозгового штурма. В организации мозгового штурма участвуют следующие лица:

•руководитель — излагает проблемы и несет ответственность за выполнение решений;

•организатор — направляет работу;

•идеологи — все остальные участники.

"Руководитель" должен владеть принципами хозяина-организатора общей работы:

•знать, к чему стремиться, уметь сформулировать цель;

•направлять и вдохновлять участников на поиск возможно более новых и оригинальных идей решения проблемы;

•уметь переводить критические замечания в форму вопросов

"КАК?" (например, фразу "Ведь это чересчур дорого" превращает в форму идеи — "Как мы можем получить это более низкой ценой?").

Для достижения успеха важно, чтобы "организатор" владел рабочим процессом хотя бы на начальной стадии. Его задача — заставить участников действовать согласно правилам и принципам творческой работы. Он же составляет график работы.

Хорошо, если в группе "идеологов" есть и специалисты, и "профаны". Последние, не зная проблемы, являются в то же время генераторами идей, поскольку мыслят нестандартно и служат катализатором идей для специалистов.

Метод конференции идей, как и предыдущие, можно считать модификацией классического мозгового штурма. Он отличается темпом проведения совещания по выдвижению идей и допущением доброжелательной критики в форме реплик и комментариев.

В данном случае критические замечания могут повысить ценность выдвинутых идей. Все предложенные идеи фиксируют в протоколе без указания их авторства.

Метод идеи Дельфи используется в рамках метода прогнозирования для нахождения идей. При этом процесс реализации метода идеи Дельфи осуществляется следующим образом.

1.От 5 до 20 экспертов просят представить им письменные предложения по решению какой-либо заранее определенной проблемы, ричем независимо друг от друга. В зависимости от типа и трудности проблемы по количеству желаемых предложений может быть выработана определенная директива.

2.Для выработки и отправки предложений устанавливается временное ограничение — приблизительно 14 дней.

3.После получения всех ответов содержащиеся в них предложения суммируют, а повторяющиеся — отсеивают (I этап).

4.На II этапе этот список рассылают всем участникам опроса с просьбой просмотреть еще раз имеющиеся предложения, разработать новые идеи или сделать дополнения к уже существующим предложениям по решению проблемы. Этот этап работы также ограничен по времени, а в случае необходимости возможно его повторение.

5.На III этапе может быть задан простой оценочный ключ, с помощью которого опрошенные эксперты должны оценить поступившую информацию