Идея Дельфи
Классический мозговой штурм
Методы поиска новых идей и решений
Анализ эффективности решения
Реализация решения
Принятие решения
Подготовка решения
Алгоритм принятия управленческого решения (интерпретация А. Чернявского)
-выявление и анализ проблемной ситуации
-формирование целей
-оценка времени и ограничений
-выявление и рассмотрение альтернатив
-предварительный выбор приемлемых альтернатив (основного и запасного решений)
- оценка альтернатив со стороны лица, принимающего решение
- выбор и принятие решений (основного и запасного)
- определение порядка, сроков и методов выполнения решения, мотивации исполнителей
- определение исполнителей и доведение до них решения для выполнения
- обеспечение исполнителей ресурсами и полномочиями
- организация контроля выполнения решения
- учет, контроль и анализ выполнения решения
- определение эффективности решения
Предложенный алгоритм предусматривает выработку и принятие одновременно двух вариантов решения: основного и запасного.
Соответственно исполнителям также доводятся два задания: основное и запасное. При невозможности выполнения основного задания из-за сбоев в производстве (что характерно для отечественной практики управления) исполнители немедленно переходят к выполнению запасного задания.
Рассматриваемый способ принятия и реализации решения имеет несколько преимуществ:
1) исполнители имеют возможность и время на обдумывание способов выполнения обоих заданий (основного и запасного);
2) при сбоях в производстве из-за несвоевременной поставки материалов, отсутствия электроэнергии и прочего руководитель не теряет времени на выработку нового решения;
3) поскольку исполнители не теряют рабочего времени на получение нового задания, производительность их труда повышается на 25-30 %.
Мозговой штурм (мозговая атака) — это метод работы группы, согласно которому первоочередной целью является нахождение новых альтернативных вариантов решений в проблемной ситуации.
Все проблемы можно подразделить на три основных характерных типа:
•аналитические или причинные (почему клиенты слабо заинтересованы в приобретении продукта вашего предприятия);
•синтетические (как обеспечить эффективную и достаточную реализацию вашего продукта при условии слабой заинтересованности в нем);
•проблемы выбора (какой выбрать наиболее быстрый способ эффективной реализации вашего продукта).
Стадии мозгового штурма:
•представление проблемы для рассмотрения;
•выдвижение как можно большего количества идей для решения проблемы;
•лицо, представляющее проблему для рассмотрения, выбирает несколько идей для дальнейшей проработки;
•на основе отобранных идей разрабатывают альтернативные варианты решения.
Процесс мозгового штурма обычно длится 2—3 ч, из них большая часть времени приходится на последнюю стадию — выработку действенных управленческих решений.
Организация мозгового штурма. В организации мозгового штурма участвуют следующие лица:
•руководитель — излагает проблемы и несет ответственность за выполнение решений;
•организатор — направляет работу;
•идеологи — все остальные участники.
"Руководитель" должен владеть принципами хозяина-организатора общей работы:
•знать, к чему стремиться, уметь сформулировать цель;
•направлять и вдохновлять участников на поиск возможно более новых и оригинальных идей решения проблемы;
•уметь переводить критические замечания в форму вопросов
"КАК?" (например, фразу "Ведь это чересчур дорого" превращает в форму идеи — "Как мы можем получить это более низкой ценой?").
Для достижения успеха важно, чтобы "организатор" владел рабочим процессом хотя бы на начальной стадии. Его задача — заставить участников действовать согласно правилам и принципам творческой работы. Он же составляет график работы.
Хорошо, если в группе "идеологов" есть и специалисты, и "профаны". Последние, не зная проблемы, являются в то же время генераторами идей, поскольку мыслят нестандартно и служат катализатором идей для специалистов.
Метод конференции идей, как и предыдущие, можно считать модификацией классического мозгового штурма. Он отличается темпом проведения совещания по выдвижению идей и допущением доброжелательной критики в форме реплик и комментариев.
В данном случае критические замечания могут повысить ценность выдвинутых идей. Все предложенные идеи фиксируют в протоколе без указания их авторства.
Метод идеи Дельфи используется в рамках метода прогнозирования для нахождения идей. При этом процесс реализации метода идеи Дельфи осуществляется следующим образом.
1.От 5 до 20 экспертов просят представить им письменные предложения по решению какой-либо заранее определенной проблемы, ричем независимо друг от друга. В зависимости от типа и трудности проблемы по количеству желаемых предложений может быть выработана определенная директива.
2.Для выработки и отправки предложений устанавливается временное ограничение — приблизительно 14 дней.
3.После получения всех ответов содержащиеся в них предложения суммируют, а повторяющиеся — отсеивают (I этап).
4.На II этапе этот список рассылают всем участникам опроса с просьбой просмотреть еще раз имеющиеся предложения, разработать новые идеи или сделать дополнения к уже существующим предложениям по решению проблемы. Этот этап работы также ограничен по времени, а в случае необходимости возможно его повторение.
5.На III этапе может быть задан простой оценочный ключ, с помощью которого опрошенные эксперты должны оценить поступившую информацию