Процесс принятия управленческого решения
Понятие управленческое решение. Классификация управленческих решений.
Тема 13. Понятие, виды управленческих решений и методы их принятия
1.Понятие управленческое решение. Классификация управленческих решений.
2.Процесс принятия управленческого решения
3.Методы поиска новых идей и решений
4.Решения, принимаемые в условиях неопределенности
Управленческое решение — это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.
Импульсом управленческого решения является необходимость ликвидации, уменьшения актуальности или решения проблемы, то есть приближение в будущем действительных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.
Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы:
• Что делать (какие новые потребности потребителей необходимо удовлетворять, либо на каком качественном уровне необходимо удовлетворять старые потребности)?
• Как делать (по какой технологии)?
• С какими производственными затратами делать?
• В каком количестве?
• В какие сроки?
• Где (место, производственное помещение, персонал)?
• Кому поставлять и по какой цене?
• Что это даст инвестору и обществу в целом?
Термин «управленческое решение» употребляется в двух основных значениях — как процесс и как явление. Как процесс УР — это выполнение восьми основных процедур: -информационная подготовка, разработка вариантов, согласование вариантов, выбор одного варианта, утверждение, реализация, контроль выполнения УР и информирование инициатора решения .
УР можно сравнить с дирижером, в ведении и под контролем которого находятся все другие решения.
Процесс подготовки и реализации УР является ответственным, требующим использования теоретических и методических разработок отечественных и зарубежных ученых, а также накопленного и систематизированного практического опыта.
УР — это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании. Оно состоит в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или в изменении существующей цели. УР составляет основу процесса управления. Ряд УР может быть представлен набором более мелких, каждое из которых должно внести свой вклад в решение общей проблемы. В рамках предприятия или организации руководителю приходится принимать все типы решений. Поэтому от инициатора общего УР требуются хорошие знания и в технологических областях, а возможно, и в биологических. Например, главный врач поликлиники обязан принимать и УР, и решения, связанные с техническим обеспечением, и решения в медицинской области на консилиумах, при операциях и т.д.
Требования к управленческим решениям:
- выполнимость - своевременность - оптимальность - законность - полномочность - справедливость - непротиворечивость - простота - краткость - ясность изложения
Управленческое решение — выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью.
Цель управленческого решения — обеспечить движение к реализации поставленных перед организацией задач.
Характеристики управленческих решений:
- временной горизонт - обратимость - эффект воздействия - периодичность - соответствие "ценностям"
Виды управленческих решении:
- по степени новизны — запрограммированные, незапрограммированные
- по подходам к принятию — интуитивные, основанные на опыте, рациональные
- по масштабам воздействия — общие, частные
- по времени действия — стратегические, оперативные
- по прогнозируемым свойствам — с определенным результатом, с вероятным исходом
- по количеству критериев — однокритериальные, многокритериальные
- по направлениям воздействия — внутренние, внешние
- по глубине воздействия — одноуровневые, многоуровневые
- по способу принятия — индивидуальные, коллективные
Стадия 1. Признание необходимости решения: - восприятие и признание проблемы - интерпретация и формирование проблемы - определение критериев успешного решения проблемы
Стадия II. Выработка решения: - разработка вариантов решения - оценка вариантов - выбор вариантов решения
Стадия III. Выполнение решения: - организация выполнения решения - анализ и контроль выполнения решения - обратная связь и корректировка