Редакции» (коммуниканты) - это непосредственные создатели и передатчики текстов.
Кто сообщает — что — по какому каналу — кому — с каким эффектом.
СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Различные подходы к пониманию структуры массовой коммуникации и ее функционированию отражены в моделях — обобщенных схемах, представляющих в описательной и/или графической формах основные компоненты массовой коммуникации и их связи. При всем разнообразии моделей каждая содержит в качестве обязательных компоненты, которые были представлены в модели коммуникативного акта, разработанной в 1948 г. американским политологом Г. Лассуэллом. В этой модели коммуникация представлена как однонаправленный, линейный процесс:
Рассмотрим схему Лассуэлла более подробно.
Коммуникаторы.На первом месте в модели Лассуэлла (кто сообщает) располагаются коммуникаторы — создатели информационных сообщений.
На основании социально-психологического подхода к исследованию профессиональных коммуникаторов представителей данной группы можно классифицировать в соответствии: с их деловыми качествами (степенью мастерства, профессиональным отношение делу, дисциплиной); с их идейно-нравственными качествами (наличие определенных убеждений и моральных установок); с особенностями интеллектуальной деятельности (аналитики, интерпретаторы, ораторы и т.д.). Для классификации профессиональных коммуникаторов также можно использовать их характерологические качества (особенности характера, темперамента, интеллектуальное развития и т.д.), а также их физические качества (пол, возраст, здоровье).
При исследовании институциональной природы социальных групп профессиональных коммуникаторов выделяются две основные группы: «редакции» и «издатели».
Сами «редакции» подразделяются на журналистов и пиарменов (кто собирает информацию, создает первичный текст и выступает перед аудиторией), «техников» (кто обеспечивает материализацию текста, его размножение, хранение и передачу; в эту группу включают дикторов, операторов, работников типографии, инженеров, программистов, дизайнеров, оформителей и др-).
В группе «редакция» первое место занимают журналисты и пиармены, осуществляющие общение с аудиториями.
Согласно Р. Дебре, для современного журналиста характерны следующие черты:
- определенная степень политической активности;
- осознание себя представителем «четвертой власти»;
- частичная деидеологизация;
- сочетание разных интересов и идей;
- ориентация на максимально возможную объективность как требование профессиональной этики;
- поиск общественного консенсуса;
- «отдаленность» журналиста от творческого материала (как, например, «отдаленность» рабочего от произведенного автомобиля);
- ощущение давления со стороны определенных индивидов, общественно-политических сил и всего общественного мнения.
По мнению Дебре, даже если определенные журналисты не соответствуют в действительности данным характеристикам, они вынуждены ради профессионального успеха подстраивать свой имидж под эти «стандарты».
Особо важную роль в эпоху инновационных технологий играют «издатели».