Публичные выступления
ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
К вербальным коммуникациям относиться человеческая речь, устная и письменная. Современный молодой человек произносит за день до 30 тыс. слов. Вот почему ему важно контролировать этот процесс, т.е. следить, что, кому, как и зачем он говорит, а так же помнить известную арабскую поговорку: «Провинившийся язык отрубают вместе с головой».
Впрочем, прежде чем говорить, человек демонстрирует окружающим своё внешнее «Я» - причёску, одежду, жесты, мимику и даже… запах изо рта! Доказано, что на невербальные коммуникации - а именно к ним относят всё перечисленное её факторы – приходиться 65 % информации о человеке, тогда как на вербальную только 35 %! По силе воздействия на язык приходиться 7% влияния, на голос – 38 %, а на всё остальное это именно невербальные средства. Существует взаимосвязь между вербальными и невербальными средствами коммуникации, причем они взаимно дополняют и усиливают друг друга. Это явление называется конгруэнтностью - т.е. согласованностью.
Невербальная коммуникация имеет 9 каналов:
1. Кинесику (движение тела)
2. Вокалику (голос)
3. Физические характеристики тела
4. Касание (хаптика)
5. Проксемику (положение в пространстве)
6. Хрономику (время)
7. Артефакты (одежда, украшения)
8. Ольфактика (запах)
9. Эстетика (музыка, цвет)
Необходимо учитывать, что невербальные коммуникации – «коммуникации без слов» - контролировать значительно сложнее, чем речевой процесс, поскольку они контролируются нашим подсознанием и большинство движений совершается нами неосознанно.
К вербальным коммуникациям, прежде всего, относится речь, осуществляемая как устно, так и письменно. Следует помнить, что тексты «для глаз» и «для уха» пишутся по – разному, что обусловлено характера восприятия речи проговариваемой перед аудиторией и текстом в газете, журнале или книге, с которым читатель остается один на один.
В практическом аспекте это означает говорить и писать:
1. то, что нужно
2. так как нужно
3. там, где нужно
4. тогда, когда нужно
5. тому, кому нужно
Публичное выступление – один из наиболее распространённых вариантов речевых коммуникаций. Его подготовка начинается с постановки цели. Целями могут быть:
1. становление и улучшение отношений
2. информирование
3. продвижение (цели, товара)
4. изменение чего-либо
Далее, необходимо оценивать состав аудитории. Состав аудитории оценивается по социальному статусу, возрасту, полу, профессиональному профилю, этническому и гражданскому составу.
Речью обращённая к теле - аудитории, должна звучать иначе, чем речь в профессиональной аудитории. Так, профессиональная аудитория способна декодировать профессиональный язык, а в массовой аудитории необходимо говорить максимально просто и доступно. Чем шире аудитория, тем проще и доступнее должна быть речь. Речь президента страны должна быть понятна всем – от школьника и пенсионера до самых образованных представителей нации.
Составление конспекта речи – третий этап подготовки публичной речи, независимо оттого, будет ли выступление устным или письменным. Назначение конспекта – логически и психологически организовать идею, которую оратор намеревается донести до слушателя. Провал многих речей обуславливается пренебрежением оратора именно этим этапом. Чтобы хорошо говорить экспромтом, нужно иметь профессиональный вербальный интеллект и определённые волевые характеристики, чем располагает лишь ничтожная часть людей, которым приходиться выступать публично. Вдохновения и смелости недостаточно для успешной речи. Поэтому даже самые опытные ораторы готовят конспект выступления. Чем опытнее оратор – тем короче конспект. Начинающий оратор должен составить полный письменный текст для устного выступления. Оратор более продвинутого уровня разрабатывает развернутый план текста (основные разделы с подзаголовками) и готовит тезисы. Опытный оратор может обойтись перечнем предметов обсуждения или тезисами.
Конспект состоит из 3-х частей – введения, основной части и заключения. Существует ряд методов риторики и логики, позволяющих построить интересную, увлекающую, аргументированную и убеждающую речь.
Процесс подготовки должен включать также выбор или предварительное знакомство с помещением. Это важно для эффективного озвучивания и управлением вниманием аудитории.
Внешний облик оратора, голос, ролевое публичное поведение и легкость восприятия речи также должны быть учтены в процессе подготовки выступления.