Инновационная деятельность и ее особенности

Теория

Понятие, виды и классификация инноваций

Существует множество определений инноваций и инноваци­онной деятельности. Это связано со сложностью данного явле­ния и процесса. В то же время большинство ученых, например Дж. Брайт, поддерживают точку зрения, согласно которой инно­вационная деятельность охватывает процесс возникновения идеи, ее разработку, использование результатов в производстве, управление этим процессом, предпринимательство как непре­менное условие инновационной деятельности, выход на рынок и достижение коммерческого успеха.

Инновации различаются уровнем новизны и коммерческим успехом. При этом коммерческий успех понимается в широком смысле слова и обозначает использование данного товара (услу­ги) конкретным потребителем.

Таким образом, различие понятий "научно-техническая раз­работка" и "инновация" заключается в том, что научно-техническая разработка заканчивается разработкой комплекта документации и (или) созданием опытного образца, а инновация имеет круг потребителей.

Инновации очень разнообразны. Их можно классифициро­вать по ряду признаков. Выделим важнейшие из них.

По содержанию инновации делятся на:

производственные (технологические), включающие но­вые виды оборудования, сырья, материалов и т. д.;

управленческие, включающие новые методы организации производства, управления, продвижения товаров на рынок;

информационные, включающие новые способы сбора, об­работки и передачи информации для принятия решений на каче­ственно новом уровне;

социальные, охватывающие изменение условий труда, бы­та, экологии и т. д.

Иногда, в зависимости от последствий использования инно­ваций, различных по уровню новизны, они делятся на базисные и улучшающие, псевдоинновации. Базисные инновации реали­зуют кардинальные изобретения, которые позволяют сформиро­вать новое поколение техники. Улучшающие инновации на­правлены на реализацию незначительных изобретений, которые позволяют поддерживать стабильность экономического разви­тия. Псевдоинновации приводят к "косметическому" улучше­нию продукции, которая выпускается продолжительное время.

По месту использования выделяются иннова­ции: в производственной сфере (в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и т. д.); в непроизводственной сфере (образование, наука и т. п.).

По масштабам применения инновации бывают единичными и массовыми. Для оценки по данному признаку можно использовать количество субъектов хозяйствования или потребителей, применявших данную инновацию, а также вели­чину годового экономического эффекта и (или) величину эффек­та за весь жизненный цикл изделия.

В зависимости от этапа инновационного про­цесса инновации могут выступать в виде ноу-хау, патента, комплекта документации, новой продукции, так как каждый из них можно продать. Вопрос о том, продавать патент или новую продукцию, решается на основании оценки конкретных условий реализации и потенциального коммерческого успеха.

Каждая инновация проходит так называемый жизненный цикл, который охватывает следующие фазы: выход на рынок, рост, зрелость, упадок, уход с рынка.

Согласно различным определениям, инновационная деятель­ность может состоять из разных этапов (рис. 3.9). Но все они взаимосвязаны и обеспечивают эффективность инновационного

 
 

 

 


процесса.

На стадии проведения научно-исследовательских работ (НИР) исследуются возможности реализации возникшей идеи, разрабатываются методические подходы к оценке возможности создания нового продукта (технологии). Если получены положи­тельные результаты, то на их основе осуществляются опытно-конструкторские работы (ОКР) - разрабатывается конструк­торская документация и создается опытный образец, который проходит опытные испытания (опытное производство).

Если испытания прошли успешно, начинается производство новой продукции. Особое значение имеет этап освоения, когда необходимо адаптировать производственный процесс к новым требованиям (освоить новое оборудование, овладеть новой тех­нологией и т. д.). Эффективность производства новой продукции во многом определяется эффективностью процесса освоения.

Выход на рынок с новым продуктом требует проведения осо­бой дополнительной работы (если продукт уже реализовывался на рынке, то можно на основании данных о поведении покупате­лей предсказать возможный объем реализации). Падение спроса на традиционный товар вызывает падение цены, приводит к снижению объема производства. Если товар выходит на рынок впервые, то неопределенность многократно возрастает.

В современных условиях сформировалась новая концепция маркетинга инновационных продуктов, в соответствии с которой изменилось место взаимодействия разработчика (производителя) и потребителя. При новой концепции маркетинга инновационно­го продукта потребитель и разработчик встречаются в начале цепочки в двух случаях:

• новый продукт разрабатывается в соответствии с четкими запросами потребителя;

• на стадии разработки проводится агрессивная кампания по формированию потребности в новом товаре, и к тому моменту, когда новый товар выходит на рынок, потребитель уже ждет его.