Изучение и анализ учебно-программной документации
Тема12. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ В УЧИЛИЩЕ (4ч.)
ПЛАН:
1.Изучение и анализ учебно-программной документации
2.Методическая работа преподавателя
3.Организационные формы обучения в педагогическом училище
Подготовка преподавателя к работе начинается с изучения и анализа учебно-программной документации (учебного плана и учебных программ).
Прежде всего, на основе анализа учебного плана устанавливают место учебной дисциплины в системе подготовки специалистов, ее объем, сроки изучения, смежные учебные дисциплины, на которые можно либо опираться, либо рассчитывать на то, что в процессе их изучения будут закрепляться знания и умения, полученные на данном учебном предмете. Важно выяснить сроки изучения смежных дисциплин, что даст возможность яснее представить характер связи с ними: предшествующий, сопутствующий или последующий. Необходимо ознакомиться и с содержанием учебных программ по смежным предметам, чтобы не допускать дублирования учебного материал.
Учебный план дает общее представление об организации изучения предмета, поскольку в нем указываются формы организации учебного процесса (виды учебных занятий), а также количество часов, отводимых на лабораторные, практические занятия, курсовое проектирование; формы завершения учебного курса (зачет, экзамен, курсовой проект или работа), обязательные рубежные проверки (контрольные работы, зачеты, семестровые экзамены).
Важный этап подготовки - изучение и анализ учебной программы по предмету. Прежде всего, надо ознакомиться со структурой, логикой учебного материала, установить дидактические цели и задачи учебного предмета. Если в программе не выделены указания о том, что должен знать и уметь студент в результате изучения учебного предмета, преподаватель составляет их самостоятельно. Для этого в каждой теме выделяют наиболее существенные положения, оценивают значимость каждого учебного элемента как для предстоящей практической деятельности, так и для изучения последующих учебных дисциплин. В программе преподаватель отмечает условными обозначениями уровень усвоения учебного предмета: какой материал является существенным, значимым, обязательным для запоминания и неоднократного воспроизведения, а какой дается для общего ознакомления как вспомогательный к обоснованию главных положений.
Круг формируемых профессиональных умений и навыков указан в основном в содержании практических занятий, иногда - в пояснительной записке к программе. Тем не менее, преподаватель, сопоставляя содержание учебного материала с содержанием профессиональной деятельности будущего специалиста, определяет и другие умения и навыки, которые могут быть сформированы в процессе выполнения заданий, упражнений, решения задач.
Анализ учебных программ предполагает выявление в содержании учебного материала возможностей для осуществления задач воспитания и развития. Преподаватель отмечает, на каком материале следует акцентировать внимание для целенаправленного формирования научного мировоззрения, какие разделы, темы, факты, теоретические положения могут быть использованы для воспитания у студентов идейно-нравственных убеждений, развития гражданственных качеств личности, выработки профессиональной направленности. Анализ программы дает возможность преподавателю наметить материал для развития творческого мышления, формирования у студентов умений и навыков самостоятельного умственного труда, определить возможности учебного предмета для развития познавательных интересов и способностей.
Анализ возможностей учебного материала для решения различных образовательных, воспитательных, развивающих задач позволяет преподавателю свободно ориентироваться как в отборе самого материала (фактов, примеров статистических сведений и тому подобное) для урока, так и в выборе методов обучения (проблемное, программированное обучение, решение ситуационных задач, самостоятельная работа с книгой и тому подобное).
Содержание обучения следует обновлять и пополнять, поэтому подбор учебного материала - это постоянная забота педагога. Для того, чтобы свободно пользоваться материалом, его систематизируют: интересные высказывания, экономические показатели, статистические сведения, вырезки из газет с остро поднятыми проблемами оформляют на карточках и указывают источник. Газетный материал, статистические сведения важно своевременно обновлять.
Составление календарно-тематического плана
Для распределения учебного материала, предусмотренного программой по учебным занятиям, то есть для определения времени на изучение каждой части учебного материала, составляется календарно-тематический план.
Он разрабатывается после утверждения новых учебных программ и используется на протяжении всех лет ее действия. Практически этот период охватывает 5-8 лет. Естественно, что в него могут быть внесены определенные изменения, вызванные развитием науки и техники, изменениями в целевой подготовке специалистов.
Календарно-тематический план ежегодно рассматривает предметная (цикловая) комиссия и либо переутверждает, либо утверждает изменения к действующему. Следует иметь в виду, что изменения могут быть внесены как в распределение учебного материала по занятиям, так и непосредственно в содержание (дополнение и замена одного материала другим). При пересмотре и переутверждении календарно-тематических планов рассматривают следующие вопросы:
а) новые проблемы, которые решаются в той области науки, с которой связан данный учебный предмет, их значимость для подготовки специалиста в учебном предмете;
б) новые требования к знаниям и умениям, связанным с целевой подготовкой специалистов, и их отражение в действующих учебных программах;
в) возможности улучшения профессиональной подготовки как за счет пересмотра содержания учебного материала, так и за счет изменения характера заданий для лабораторных и практических занятий, повышения качества отдельных элементов урока, самостоятельной внеаудиторной работы.
Необходимые изменения вносят соответственно в графы «Содержание учебного материала», «Виды учебных занятий». «Наглядные пособия», «Задания на дом».
Изменения могут быть также внесены в соотношение теоретических и практических занятий, как правило, для улучшения практической подготовки будущих специалистов.
У преподавателей иногда вызывает затруднение планирование видов учебных занятий. В педагогических училищах в планах указывают следующие виды учебных занятий: лекция, урок, семинар, практическое занятие, лабораторная работа. Кроме того, в календарно-тематическом плане могут быть выделены типы уроков в соответствии с принятой в системе среднего специального образования классификацией: уроки изучения нового учебного материала, комбинированные, контрольные, итогово-обобщающие.
При разработке календарно-тематического плана особое внимание следует уделить содержанию, объему и характеру домашних заданий. Разрабатывая календарно-тематический план, необходимо рассматривать задания для самостоятельной работы в совокупности за семестр, что даст возможность не только наметить оптимальные объемы материала, но и проанализировать за определенный период разнообразие характера заданий, их направленность на формирование умений и навыков.
В календарно-тематическом плане предусмотрено определение учебно-наглядных средств за семестр. Такой план преподаватель составляет ежегодно, готовясь к новому учебному году, чтобы подготовить пособия заблаговременно, до начала изучения соответствующей темы.
В учебных заведениях есть обычно учебно-методические комплексы, включающие в себя комплект дидактических материалов и учебно-наглядных пособий по темам предметов, либо карты оснащенности учебного процесса, находящиеся в учебных кабинетах. Ознакомившись с ними, преподаватель выявляет недостающие учебные таблицы, слайды, кинофрагменты, материалы для кодоскопа, ситуационные задания, деловые игры, обучающие программы и намечает последовательность и сроки их изготовления, готовит эскизы пособий для последующего выполнения.