Формы проверки знаний при обучении психологии

Организация проведения контроля в процессе обучения психологии.

Высшие учебные заведения оценивают качество освоения образовательных программ путем осуществления контроля успеваемости. На различных этапах учебного процесса применяются разные виды контроля знаний, умений, навыков студентов.

Предварительный контроль. Некоторые преподаватели осу­ществляют предварительную проверку знаний. Проводится она в основ­ном с диагностирующей целью перед изучением новой темы или в начале года. Цель ее - ознакомиться с общим уровнем подго­товки студентов. В ходе такой проверки определяется уровень овладения студентами исходными категориями предмета. На основе полученных результатов преподаватель планирует, если необходимо, повторение (объяснение) материала; учитывает эти результаты в дальнейшей организации учебно-познавательной деятельности,

Текущий контроль. Осуществляется в по­вседневной учебной работе. Главное его назначение — оперативное получение объективных данных об уровне знаний студентов и каче­стве учебно-воспитательной работы на лекции, семинаре. Получен­ная во время наблюдения информация о том, как студенты усваи­вают учебный материал, как формируются их умения и навыки, помогает преподавателю наметить рациональные методы и прие­мы учебной работы, правильно дозировать материал, находить оптимальные формы учебной работы студентов, осуществлять постоянное руководство их учебной деятельностью, активизировать внимание и побуждать интерес к изучаемому материалу.

Периодический контроль. Выявление и оценка знаний и уме­ний студентов, усвоенных не на одном, а на нескольких занятиях, обеспечиваются периодическим контролем. Его цель - устано­вить, насколько успешно студенты владеют системой определен­ных знаний, каков общий уровень их усвоения. Периодический контроль проводится, как правило, после изучения логически завершенной части учебного материала (темы, раздела или полного курса) в форме самостоятельной работы.

Итоговый контроль. Усвоение знаний и умений студентов можно проверять за более длительный период обучения: семестр, год или по окончании курса. Цель его - установить систему и структуру знаний студентов. Разумеется, итоговый контроль учитывает результаты текущего и периодического видов контроля

Умелое сочетание различных форм контроля - показатель мастерства преподавателя психологии.

 

При изу­чении психологии применяются различные формы проверки знаний учащихся и студентов:

Коллоквиум является формой текущего контроля. Он применяется для проверки знаний по определенному разделу (или объемной теме). Это беседа со студентами, целью которой является выявление уровня овладения новыми знаниями с целью их систематизации. Конкретные вопросы студентам для коллоквиума не сообщаются, однако заранее формулируются преподавателем. Предполагаемый объем ответа не должен быть большим (примерно 1-2минуты), чтобы преподаватель успел опросить всех студентов. Ответ студента всегда комментируется кратко: «верно-неверно». На коллоквиуме не спрашивают по желанию. Для получения положительной оценки каждый студент должен ответить на 2-3 вопроса.

Зачет представляет собой форму проверки знаний, предусматривающую альтернативную оценку и соответственно отметку: «зачет» или «незачет». Предназначен, прежде всего, для оценки выполнения заданий практического характера. Иногда используется для оценки знаний по курсу, содержащему теоретический материал.

Преподаватель должен четко определить критерии, на основании которых может быть поставлен зачет.

Экзамен представляет собой форму проверки знаний, предусматривающую дифференцированную оценку и соответствующую отметку. (до 1944 года пятибалльная система отметок обозначалась словами: отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо, очень плохо; до 2005 года: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Чаще всего представляет собой однократную процедуру проверки теоретических знаний студента. Может проводиться в устной или письменной форме. Билет может содержать задания практического характера. При оценивании ответов студентов экзаменатор обычно руководствуется следующими критериями:

1)полнота и содержательность;

2)логичность и последовательность;

3)точность;

4)умение привести примеры;

5)умение делать выводы, отвечать на дополнительные вопросы.

Контрольная работа представляет собой письменную работу, выполняемую учащимися. Направлена на проверку знаний и умений студентов по определенной части учебного курса. Дает срезовую характеристику знаний и умений по учебной дисциплине.

Поурочное оценивание представляет собой вид текущего оценивания знаний и активности студентов на занятиях. Составляющими такой оценки могут быть ответы на вопросы, дополнения к ответам, выполнение письменных и практических заданий. Дает комплексную оценку различных видов познавательной деятельности студентов на занятии. ! Выполняет стимулирующую функцию.

Тестирование представляет собой стандартизированную форму проверки знаний. Ответы на вопросы или выполнение заданий теста предполагают наличие однозначных критериев их правильности или неправильности. Существуют разные схемы и способы построения вопросов и заданий теста.

Задания с пропусками. Тестовыми заданиями могут служить небольшие фрагменты текста или отдельные фразы учебника, напечатанные с пропуском существенной информативной части. Пропущенное слово обозначается пробелами. От учащегося требуется заполнить эти пробелы недостающей информацией.

Задания с выбором альтернативных ответов. Типичной схемой построения тестовых заданий является постановка вопросов с альтернативными ответами, из которых нужно выбрать один правильный. В данном случае имеет значение количество альтернатив, из которых учащемуся приходится выбирать.

Другой схемой построения тестового задания может быть вариант, который допускает несколько правильных ответов. Однако такая возможность должна оговариваться в инструкции к выполнению теста.

Задания практического характера. Ответ на задачу и будет ответом на задание теста.