Педагогические дисциплины.
Дисциплины практической психологии;
Дисциплины прикладной психологии;
Методология и методы психологического исследования;
Психология как научная и учебная дисциплина
Тема 2. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПЛАН:
- Психология как научная и учебная дисциплина
- Основные тенденции развития психологической науки
Наука определяется, во-первых, как деятельность по производству знаний, и, во-вторых, как форма систематизации знаний.
Учебный предмет определяется, во-первых, как система знаний, и, во-вторых, как система видов учебно-познавательной деятельности по усвоению этих знаний.
Таким образом, в одном пункте эти понятия пересекаются – систематизация знаний, но
Научная дисциплина – система знаний, ориентированная на исследователей;
Учебная дисциплина- система знаний, ориентированная на обучающихся.
В средневековых университетах наука того времени была ориентирована на преподавание и сращена с этим процессом. Научные и учебные дисциплины отождествлялись друг с другом.
В Новое время начался процесс разведения понятий научной и учебной дисциплины. В психологической науке аналогичные процессы разграничения представлений о психологии как учебной и научной дисциплинах происходят только во второй половине 20 века. Процесс написания учебника перестал сводиться только к сбору и описанию соответствующего материала. Психологи начали уделять большое внимание методическому обеспечению преподавания психологии.
Обнаруживается большое многообразие психологических дисциплин, преподаваемых в различных учебных заведениях различных стран и в рамках различных образовательных программ. Подготовка по психологии включает в себя изучение большого количества разнообразных дисциплин. В зависимости от функций, которые они выполняют в профессиональной подготовке психологов, их можно условно разделить на следующие группы:
1)дисциплины фундаментальной психологии:
1)В процессе изучения данных дисциплин студенты получают общее психологическое образование, которое необходимо для профессиональной компетентности психолога в научно-исследовательской работе и практической деятельности:
Общая психология изучает общие свойства и закономерности функционирования психики
Психология личности занимается изучением социально обусловленных качеств человека, общих закономерностей характера, мотивации, самосознания
Дифференциальная психология (или психология индивидуальных различий) изучает инд-психолог особенности людей, их темперамент, характер, способности
Психология развития (возрастная психология) изучает возрастные закономерности развития различных психических процессов и личностных качеств человека (детская, подростковая, юношеского возраста, взрослого человека, геронтопсихология (старости)
Социальная психология изучает психические явления, возникающие в процессе взаимодействия людей друг с другом, понимание людьми друг друга, межличностные отношения и воздействие людей друг на друга
История психологии
Сравнительная психология занимается сопоставлением психики животных и человека
2)усваиваются при изучении таких предметов как:экпериментальная психология (различные виды исследований психических явлений посредством экспериментальных методов), психодиагностика (методы научного и научно-практического исследования), математические методы в психологии.
3)При их изучении студенты узнают о путях и способах использования психологических знаний для решения проблем в отдельных отраслях профессиональной деятельности и жизнедеятельности людей.
Клиническая психология (
Педагогическая психология – изучает закономерности обучения и воспитания человека
Психология труда – это знания о психологических особенностях трудовой деятельности, психологических основах научной организации труда
Психология управления
4)В процессе их изучения студенты осваивают знания и умения, необходимые им для практической психологической работы: психодиагностика, психологическое консультирование, психотерапия, специальная психология, психокоррекция
5)К педагогическим дисциплинам относятся: педагогика, МПП.
Изучение этих предметов направлено на то, чтобы подготовить специалистов к преподаванию психологии.
В европейских и североамериканских странах государственных стандартов, аналогичных нашим, не существует. Каждый университет самостоятельно определяет перечень учебных дисциплин, но во многом он сходный, разница в названиях (введение в психологию) . Американское высшее образование в соответствии с ценностями свободы и демократии с большим трудом признает какие-либо стандарты.
Наряду с обязательными дисциплинами, кафедры предлагают курсы по выбору.