Педагогические дисциплины.

Дисциплины практической психологии;

Дисциплины прикладной психологии;

Методология и методы психологического исследования;

Психология как научная и учебная дисциплина

Тема 2. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЛАН:

  1. Психология как научная и учебная дисциплина
  2. Основные тенденции развития психологической науки

 

Наука определяется, во-первых, как деятельность по производству знаний, и, во-вторых, как форма систематизации знаний.

Учебный предмет определяется, во-первых, как система знаний, и, во-вторых, как система видов учебно-познавательной деятельности по усвоению этих знаний.

Таким образом, в одном пункте эти понятия пересекаются – систематизация знаний, но

Научная дисциплина – система знаний, ориентированная на исследователей;

Учебная дисциплина- система знаний, ориентированная на обучающихся.

В средневековых университетах наука того времени была ориентирована на преподавание и сращена с этим процессом. Научные и учебные дисциплины отождествлялись друг с другом.

В Новое время начался процесс разведения понятий научной и учебной дисциплины. В психологической науке аналогичные процессы разграничения представлений о психологии как учебной и научной дисциплинах происходят только во второй половине 20 века. Процесс написания учебника перестал сводиться только к сбору и описанию соответствующего материала. Психологи начали уделять большое внимание методическому обеспечению преподавания психологии.

Обнаруживается большое многообразие психологических дисциплин, преподаваемых в различных учебных заведениях различных стран и в рамках различных образовательных программ. Подготовка по психологии включает в себя изучение большого количества разнообразных дисциплин. В зависимости от функций, которые они выполняют в профессиональной подготовке психологов, их можно условно разделить на следующие группы:

1)дисциплины фундаментальной психологии:

1)В процессе изучения данных дисциплин студенты получают общее психологическое образование, которое необходимо для профессиональной компетентности психолога в научно-исследовательской работе и практической деятельности:

Общая психология изучает общие свойства и закономерности функционирования психики

Психология личности занимается изучением социально обусловленных качеств человека, общих закономерностей характера, мотивации, самосознания

Дифференциальная психология (или психология индивидуальных различий) изучает инд-психолог особенности людей, их темперамент, характер, способности

Психология развития (возрастная психология) изучает возрастные закономерности развития различных психических процессов и личностных качеств человека (детская, подростковая, юношеского возраста, взрослого человека, геронтопсихология (старости)

Социальная психология изучает психические явления, возникающие в процессе взаимодействия людей друг с другом, понимание людьми друг друга, межличностные отношения и воздействие людей друг на друга

История психологии

Сравнительная психология занимается сопоставлением психики животных и человека

2)усваиваются при изучении таких предметов как:экпериментальная психология (различные виды исследований психических явлений посредством экспериментальных методов), психодиагностика (методы научного и научно-практического исследования), математические методы в психологии.

 

3)При их изучении студенты узнают о путях и способах использования психологических знаний для решения проблем в отдельных отраслях профессиональной деятельности и жизнедеятельности людей.

Клиническая психология (

Педагогическая психология – изучает закономерности обучения и воспитания человека

Психология труда – это знания о психологических особенностях трудовой деятельности, психологических основах научной организации труда

Психология управления

4)В процессе их изучения студенты осваивают знания и умения, необходимые им для практической психологической работы: психодиагностика, психологическое консультирование, психотерапия, специальная психология, психокоррекция

5)К педагогическим дисциплинам относятся: педагогика, МПП.

Изучение этих предметов направлено на то, чтобы подготовить специалистов к преподаванию психологии.

 

В европейских и североамериканских странах государственных стандартов, аналогичных нашим, не существует. Каждый университет самостоятельно определяет перечень учебных дисциплин, но во многом он сходный, разница в названиях (введение в психологию) . Американское высшее образование в соответствии с ценностями свободы и демократии с большим трудом признает какие-либо стандарты.

Наряду с обязательными дисциплинами, кафедры предлагают курсы по выбору.