Принципы обучения психологии.

Принципы обучения – это руководящие идеи в организации учебных занятий, научно обоснованные правила, нормы, регулирующие процесс обучения. В современной дидактике имеются классические принципы, а также принципы, разработанные в последние десятилетия.

Принципы преподавания психологии опираются на общедидактические принципы обучения.

1.Принцип научности требует, чтобы изучаемый учебный материал соответствовал современным достижениям научной и практической психологии, сообщаемая информация была доказательна. Этот принцип имеет особое значение для изучения психологии в силу того, что существует большое количество околонаучных психологических книг, написанных на основе знаний житейской психологии или эзотерических знаний. В таких книгах нередко в увлекательной форме излагаются недостоверные или недостаточно доказанные знания.

2.Принцип системности предполагает, что учебный материал изучается в определенной последовательности и логике. При этом показывается взаимосвязь разных психологических теорий, понятий и закономерностей друг с другом. Для этого

 

темы учебной программы должны быть структурированы и систематизированы. Изучаемый материал делится на логические темы и разделы, в каждой теме выделяются содержательные центры, главные понятия, идеи. От одной темы к другой, от одного курса к другому должна сохраняться определенная преемственность и межпредметная связь.

3.Принцип единства рационального и эмоционального в соответствии с которым обучение может быть эффективным только в том случае, когда студенты осознают цели обучения, необходимость изучения данного предмета, его личностную и профессиональную значимость, проявляют непосредственный интерес к знаниям.

4.Принцип единства теоретического и эмпирического знания, в соответствии с которым в преподавании психологии должны оптимально сочетаться описание теоретических идей и конкретные примеры, которые их иллюстрируют.

5.Принцип единства предметно-ориентированного и личностно-ориентированного обучения психологии. Психология как учебный предмет имеет определенную специфику по сравнению со всеми другими дисциплинами. С одной стороны, это наука, которая имеет свое объективное предметное содержание, поэтому должна изучаться беспристрастно. С другой стороны, предмет этой науки личностно значим для каждого. Поэтому возникает потребность отнести получаемые знания к себе, применить их с целью самопознания. Важно сохранить баланс между п-о и л-о содержанием на занятиях по психологии. В профессиональном облике преподавателя психологии можно выделить две составляющие – педагогическую и психологическую, в которых имеются различия. У педагога преобладает методический аспект работы, который заключается в передаче научных знаний, необходимых человеку с высшим образованием. Психолог сосредоточен на внутреннем мире человека, в связи с чем предпочтение отдается формированию личности, психологизированному отношению к действительности.

Поэтому преподаватель психологии не только обучает психологической науке, но способствует личностному и профессиональному росту студентов.

6.Принцип доступности заключается в необходимости соотнесения содержания и методов обучения с образовательными намерениями обучающихся, возрастными особенностями. Одно и тоже содержание должно преподаваться по-разному, с опорой на разную базу знаний и интересов.

!Данный принцип при обучении психологии в школе имеет особое значение в силу того, что еще не существует устойчивых традиций ясного и понятного изложения психологических знаний школьникам разных ступеней.

7.Принцип наглядности заключается в использовании органов чувств и образов при обучении. Единство наглядного и вербального содержания – важнейшая психологическая основа понимания.

8.Принцип связи психологии с жизнью, с практикой заключается в том, что психологические знания должны поясняться примерами из реальной жизни, с которыми сталкиваются учащиеся. Важно показать практическую применимость и пользу психологических знаний в повседневной жизни.

9. Принцип активности в обучении. Заключается в том, что эффективное усвоение знаний происходит только в том случае, когда студенты проявляют самостоятельную активность в обучении. Никакие усилия педагогов не приведут к профессиональному росту, если учащийся не движется сам, то есть не активен, а оказывается всего лишь объектом педагогических воздействий.

10.Принцип развивающего обучения. В результате изучения курса главную ценность представляют не столько теоретические знания, а лучшее понимание своего внутреннего мира и других людей, усвоение психологических средств самопознания и саморазвития.

Психологическая теория обучения в отечественной психологии начала разрабатываться в начале 30-х годов и была сформулирована Л.С. Выготским как проблема соотношения обучения и развития, где ведущая роль была признана за обучением. На этой теоретической идее основывались все последующие исследования обучения представителями школы Л.С.В.

В распоряжении педагогической психологии пока имеются экспериментальные данные об опыте и результатах развивающего обучения, относящиеся преимущественно к школьному обучению. Широкомасштабного исследования этой проблемы в условиях высшего образования не было, так как педагогика и психология высшей школы начинает зарождаться. Однако основные составляющие этой теории подходят к высшему образованию:

1- содержание обучения – теоретические знания для решения практических задач.

В вузе теоретические знания являются преобладающими. Вузовское обучение принципиально отличается от обучения в школе не только внешне, организационно, но и внутренне, психологически. Студент должен усвоить основные положения науки, чтобы научиться решать проблемы применительно к будущей профессиональной деятельности. Как же строить процесс развивающего обучения?

1)Любая самая отвлеченная теория служит практике, поэтому важнейшим условием преподавания науки является усвоение студентом практического назначения изученной теории.

2)контроль хода обучения и оценка его результатов должны проводиться не по таким формальным показателям, как умение воспроизводить заученные знания, а по более существенным – умению использовать знания при анализе явлений, объяснению которых служат эти знания.

3)наиболее действенна та методика обучения, которая объединяет в единое учебное действие процесс усвоения знаний и процесс приобретения умения практического использования этих знаний

2- метод – организация совместной деятельности

Попытки совершенствовать методы преподавания привели к распространению интерактивных методов обучения.

Интерактивнымназывается такое обучение, которое основывается на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий.

При применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, соперничества, феномен заражения, когда любая высказанная кем-то мысль способна непроизвольно вызвать собственную – близкую или противоположную.

Могут быть отнесены: Дискуссия Мозговой штурмКруглый стол. Деловая играТренинг В целом, в практике преподавания они выступают не в чистом виде, а как элементы в разных формах занятий. Создают обстановку, в которой взаимоотношения придают учебным занятиям активный характер.

3- продукт- главные психические новообразования

Продуктом вузовского обучения должен быть специалист высшей квалификации, среди профессиональных и личностных качеств которого исключительное место занимают интеллект и нравственность. (Развитие – не простое прибавление знаний и умений, а особый процесс изменения всей личности).