Пробелы в праве. Аналогия закона и аналогия права.

Правоприменительные акты имеют разовое значение, а нормативные рассчитаны на неоднократное применение.

Правоприменительные акты весьма разнообразны и могут быть классифицированы на определенные виды по самым различным основаниям:

I. По субъектам, издающим данные документы:

1. Правоприменительные акты органов законодательной власти, исполнительной власти, судебных, контрольно-надзорных и иных органов.

2. Правоприменительные акты негосударственных организаций.

II. По времени действия:

1. Правоприменительные акты однократного действия (например, протокол о наложении административного взыскания в виде штрафа).

2. Длящегося действия (например, решение о назначении пенсии).

III. По способу принятия:

1. Единолично.

2. Коллегиально.

IV. В зависимости от характера применяемых норм права:

1. Регулятивные. Регулятивными актами устанавливаются субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений. Эти документы принимаются на основе регулятивных норм права в связи с правомерным поведением людей.

2. Правоохранительные. Правоохранительные правоприменительные акты принимаются на основе правоохранительных норм права для определения конкретного вида и меры юридической ответственности за противоправное поведение.

V. В зависимости от значения в процессе разрешения юридического дела:

1. Основные акты. К ним относятся документы, которые содержат завершенное решение юридического дела. Однако во многих случаях предусматривается наличие не только основного, но многих подготовительных вспомогательных правоохранительных актов, которые должны быть обязательно вынесены до окончательного разрешения ситуации.

2. Вспомогательные акты.

Пробелы в праве – это те случаи, когда определенные общественные отношения, находящиеся в целом в сфере правового регулирования, оказываются неурегулированными конкретными нормами права. То есть пробелы имеют место в сфере правового регулирования. Поэтому нельзя считать пробелом в праве, если им не урегулированы те или иные отношения, например отношения любви, дружбы (а они находятся вне сферы правового регулирования и урегулировать эти отношения правом нельзя). Причины возникновения пробелов в праве самые различные: это и отставание законодательство от развития общественной жизни, недостатки законодательной техники и т.д. Пробелы в праве имеют объективную и субъективную природу. Иногда законодатель может быть не готов к принятию того или иного закона или законодательный орган раздирают политические страсти, столкновение различных социальных групп, политических партий, или Верхняя палата отклоняет необходимый закон, принятый Нижней палатой или наоборот. Общественные отношения обладают такой новизной, сложностью, что непонятно как, с помощью каких правовых средств можно их урегулировать. Это объективные факторы и они ведут, как утверждают некоторые ученые, к появлению так называемых правовых вакуумов.

К субъективным факторам относятся не совершенствование законодательства, недостатки законодательной техники. Например, при подготовке федерального закона о демонстрациях, шествиях, собраниях законодатели забыли о такой форме протеста, как пикетирование. Но, вместе с тем, недопустимо отказать субъекту права в правосудии под предлогом того, что это общественное отношение не урегулировано правом. Поэтому и возникают ситуации, связанные с аналогией. Аналогия означает определенное сходство между различными предметами и явлениями. Применение права по аналогии при наличии одновременно двух условий: